УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Маренич К.Н.
доктор технических наук, профессор
ГОУВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Общеизвестно, что успешность любого государства в значительной степени определяется уровнем профессионализма, качеством профессиональной подготовки его граждан. Критерием высокого качества профессиональной подготовки, обеспечения самодостаточности и устойчивого развития ведущих отраслей отечественной промышленности вполне соответствовала система высшего и среднего специального образования Советского Союза. Инженерные специальности, как правило, были чётко ориентированы на специфику профильных отраслей, а зачастую, — на конкретику технологий профильных предприятий.
В этом случае данные предприятия являлись базами не только производственной практики (что было вполне естественно), но и распределения молодых специалистов. Кроме этого, широко практиковалась подготовка в вузах инженерных кадров по заказам предприятий.
Сам учебный процесс отличался высокой степенью сбалансированности теоретической и практической подготовки, где помимо ознакомительной и преддипломной предусматривались продолжительные производственные практики студентов непосредственно на рабочих местах под наблюдением квалифицированных специалистов – представителей производства.
Не менее важным элементом учебного процесса была научно-исследовательская работа студентов (НИРС), где студенты старших курсов выполняли индивидуальные творческие работы, исследования своих разработок непосредственно на лабораторных стендах вузов, оформление своих разработок, зачастую на уровне заявок на изобретения.
В немалой степени этому способствовали хозяйственные договоры, в соответствии с которыми вуз выполнял научно-исследовательские работы по заказам предприятий и министерств при финансировании из Единого фонда развития науки и техники (ЕФРНТ). Важным результатом выполнения финансируемых научно-исследовательских работ являлось пополнение материальной базы вузовских лабораторий современными измерительными приборами, деталями, материалами, другим оборудованием, применяемым в научных исследованиях, постановке натурных экспериментов. Именно так начинали свой творческий путь будущие кандидаты и доктора наук. При этом аспиранты и соискатели имели не только возможность, но и обязанность доводить научные разработки до промышленных испытаний экспериментальных и опытных образцов. Этому способствовали профильные предприятия, научно-исследовательские институты, что определялось государственной политикой в области развития науки и техники. Таким образом, подготовка научных кадров предполагала формирование не «кабинетных» учёных, а всесторонне подготовленных специалистов высшей научной квалификации, досконально знающих производство профильной отрасли и специфику интерпретации в нём своих научных специальностей.
Ситуация кардинально поменялась в «украинский период», когда во главу угла была поставлена «евроинтеграция» системы образования, специальности и направления подготовки переформатированы в соответствии с критериями «болонского процесса», а на смену самодостаточной подготовке инженеров пришла навязанная извне двухуровневая система подготовки «бакалавр – магистр», совершенно не учитывающая запросы отечественных предприятий и производств. Существенно сократилось финансирование хозтематики в вузах, материально-техническое оснащение учебных и научных лабораторий. Выхолощенной оказалась и работа в области проведения производственных практик, а также промышленного внедрения результатов диссертационных исследований аспирантов и соискателей. Пополнение лабораторной базы профильных кафедр исследовательским оборудованием сократилось настолько, что научные эксперименты в большинстве случаев выполнялись на технике времён СССР, давно исчерпавшей свой ресурс, либо соискатель был вынужден самостоятельно приобретать компоненты для своего исследовательского стенда. «Центр тяжести» научно-технических диссертационных разработок сместился в сторону компьютерного моделирования. В результате, зачастую мы имеем недостаточную доказательную базу адекватности научной разработки реальному состоянию исследуемого объекта, т.к. компьютер – не более, чем инструмент в руках пользователя, обрабатывающий его возможные ошибки.
Не способствует достижению высокого уровня подготовки научных кадров и отказ от обязательности представления в диссертациях результатов промышленного внедрения их разработок. В результате в технических вузах поколение учёных, прошедших все стадии исследовательской деятельности и имеющих личный опыт работы в профильной отрасли, сменяется поколением работников, имеющих научные степени по результатам защит диссертационных работ, имеющих в настоящее время статус квалификационных, и владеющих спецификой отрасли в несопоставимо меньшей степени.
Следует отметить, что именно эти научные работники в будущем станут руководителями аспирантов и соискателей, что объективно ставит под вопрос достижение высоких показателей качества разработок в области техники и технологий.
С вышеизложенной постановкой вопроса в полной мере столкнулся и Донецкий национальный технический университет, где конкретные запросы промышленности Донбасса с наступлением «украинского» периода удовлетворялись творчеством, инициативой, подвижничеством преподавателей и учёных профильных кафедр зачастую вопреки руководящим евроинтеграционным установкам.
Донецкий национальный технический университет – не только первый, старейший вуз Донбасса. Это важнейшее высшее учебное заведение, которое для Донбасса имеет стратегическое значение. Ведь именно ДонНТУ ведёт подготовку специалистов для подавляющего большинства отраслей, представленных в регионе. И, несмотря на последствия внутриукраинского конфликта 2014 и последующих годов, Донбасс продолжает оставаться важнейшим индустриальным регионом мира, обладая неисчерпаемыми природными ресурсами и развитой промышленной базой.
Сегодня, как и ранее, принципиально важной является задача обеспечения высокого качества подготовки специалистов для предприятий Донецкой Народной Республики. С учётом опыта предшествующих периодов представляется целесообразным использовать все лучшие организационные и методические наработки советской высшей школы, адаптируя их к конкретным условиям сегодняшнего дня.
Вопросы качества учебного процесса должны доминировать во всех аспектах научно-образовательной деятельности. В свете этого представляется некорректным навязывание вузам необходимости использования учебников и учебных пособий повсеместно – исключительно последних лет выпуска, поскольку отрасли знания базируются на фундаментальных разработках. Неприобщение студентов к классической научно-образовательной литературе, апробированной десятилетиями успешного использования, по меньшей мере, не логично. Так же, как не может быть соотнесена со здравым смыслом замена А.С. Пушкина современным автором только потому, что он современный. Инициатива относительно постоянного обновления учебно-методической базы уместна лишь в отношении учебных курсов, охватывающих новые разработки и методы исследования.
Важнейшим фактором достижения высоких качественных показателей подготовки инженерно-технических кадров являются обновление и непрерывное совершенствование материально-технической базы вузовских лабораторий, всемерное привлечение студентов и аспирантов к глубокому освоению техники и технологий профильных отраслей непосредственно на предприятиях, динамичная корректировка образовательной деятельности в соответствии с динамикой изменения технологий и возможными замечаниями, либо рекомендациями предприятий относительно качества подготовки специалистов. В этой связи рациональным решением представляется создание на базе ДонНТУ учебно-научно-производственных комплексов, ориентированных на конкретные производства, технологии, отрасли. В состав этих комплексов могут входить и техникумы, обеспечивая непрерывность технического образования (от рабочей профессии до инженерного и даже научного статуса). Сюда же могут входить и отраслевые научно-исследовательские институты, что позволит совместно с привлечением учёных вуза приобщить к научной деятельности студентов старших курсов, приблизить новые научные разработки к их освоению в учебном процессе, улучшить условия исследовательской работы аспирантов и соискателей учёных степеней. Естественным представляется участие в составе этих комплексов и профильных предприятий, что позволит вернуться к полноценности производственных практик и гарантированности трудоустройства выпускников вуза.
Опыт создания на базе Донецкого национального технического университета в 2018 году четырёх учебно-научно-производственных комплексов подтвердил возможность такой организации научно-образовательного процесса и достижения цели – повышения качества подготовки инженерно-технических кадров для Донецкой Народной Республики.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.