НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

К ХХХ моисеевским чтениям  —  научно-практической конференции

 

«Россия в ХХI веке: образование как важный  фактор цивилизационности и культурно-исторической идентичности»

 

2-3 марта 2022 г.

 

==========================

 

Обращение к участникам Моисеевских чтений —  Информационное письмо «Концептуальные вопросы»

==========================

 

На обсуждение выносятся вопросы:

— об отличительной сущности отечественного  образования в условиях цивилизационного противостояния и усиления враждебности Запада по отношению к России;

— сущность и направленность образования в России – формировать потребителей или творцов?;

— какие лучшие традиции и опыт    отечественного образования, в т.ч. советского периода можно использовать в реформировании российского  образования и в практике научно-педагогической деятельности?;

— что   в отечественном образовании противопоставить негативным последствиям цифровизации  и интернета, примитивизирующим  сознание человека и усиливающим риски    манипулирования им?;

— какие отечественные и зарубежные  инструменты измерения качества образования, науки и воспитания молодежи необходимо выработать, чтобы:

а) снизить уровень администрирования образования и обеспечить автономность научно-педагогического труда;

б)  повысить мотивацию и эффективность  профессорско-преподавательского и учительского труда;

в) устранить оглупляющий эффект использования западных методов оценки качества образования.

— почему номенклатура научных специальностей не отвечает задачам формирования современной научной картины мира?

Возможны и другие вопросы, которые будут рассмотрены при формировании программы чтений.

Для участия в дискуссии необходимо зарегистрироваться.

 

======================

Предварительное обсуждение - Моисеевские чтения (МЧ-22) Мрафернин Николай Николаевич,

д.б.н.,  профессор,
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
(в 1993-2016 гг. декан
экологического факультета МНЭПУ)
marf47@mail.ru

 

О современном образовании

I

Станиславу Александровичу Степанову
от Николая Николаевича Марфенина
в связи с обсуждением тематики и постановки проблемы
планируемой конференции
(публикуется с разрешения автора)

 

Глубокоуважаемый Станислав Александрович !

 

Образование в мире меняется очень быстро и кардинально.
Оглядки на достижения прошлого века совершенно непродуктивны.
Прежде всего, потому что будут отторгнуты самими же школьниками и студентами.

Всё изменил Интернет.  Если раньше существовал дефицит информации, которую можно было получить только в лучших университетах (институтах) и читая хорошие книги или журналы, то теперь настала эпоха переизбытка и всеобщей доступности информации. Поэтому, если раньше роль Учителя состояла в передаче информации, то теперь ученики сами могут информацию добыть, причём, подчас, быстрее, чем их учитель, а все совместно при некоторой организации коллективного труда они могут собрать намного больше информации по теме урока, чем один учитель.

Это, прежде всего, относится к таким комплексным многоплановым наукам, как современная мегаэкология (по Реймерсу), которые растут и изменяются с поразительной скоростью.

Учитель стал организатором учебного процесса. Он определяет:

последовательность → темы → расписание → задания → отчётность → осуществляет сам и совместно со своими учениками проверку знаний.

Уже настало время, когда детей надо не учить, а поощрять учение, направлять  и подправлять. Самообучение — творческий процесс. К нему готовы все с младенчества.

Если учитель этого ещё не понял, то ему очень трудно со своими классами.

На этом фоне необычайно возросли возможности учеников. Теперь они могут постигать науки намного быстрее, а главное, продуктивнее. Раньше всё было размеренно и медленно, сейчас стремительно и разбросанно, но от этого качество знаний не пострадало. Разбросанные фрагменты знаний при правильном обращении становятся «первичными кристаллами», вокруг которых быстро накапливается недостающее.

Пока я читаю лекцию обычным способом (а не онлайн), лучшие студенты параллельно находят информацию через интернет и подчас поправляют меня! Вначале это шокировало, и преподаватели пытались бороться с интернетом, планшетами и мобильниками, тем более что далеко не все ученики смотрят в ноутбуках то, что имеет отношение к занятию. Но молодые преподаватели быстро сориентировались и стали использовать не только интернет, но и смартфоны, и социальные сети для того, чтобы оперативно загрузить своих учеников вопросами, заданиями, принуждая не терять время попусту.

Если раньше ученики были привязаны к своим учебным заведениям (как крепостные), то теперь каждый интересующийся выбирает лучшие сайты, лучших университетов мира и ищет интересующие его курсы. Затем проходит обучение онлайн и получает сертификаты. При таких фантастических возможностях ученики могут сравнивать знания и метод преподавания своего учителя с лучшими и наиболее активными учителями из других мест. Если местные учителя не осознали такого коренного поворота, то вскоре с ними перестанут считаться.

Как и раньше, среди учеников много бездарей, которых учёба не интересует. И что с ними делать? Заставлять учиться? Они исходно ориентируются на ценности своей взрослой жизни. Многим достаточно освоить самые простые специальности, для которых богатый культурный арсенал школ вовсе не нужен. Таким ученикам надо как можно раньше начинать зарабатывать. И лишь спустя годы они поймут, что проигрывают от безграмотности и узости кругозора. И тогда у тех, кто дозрел и пожелает должна быть возможность продолжить образование в любом интересующем его направлении.

Если на конференцию соберутся те, кого привлекут призывы сохранить лучшие традиции нашего образования, вместо того, чтобы изучать новые возможности образования, то ничего хорошего из этого не получится. Ориентироваться на прошлый опыт надо с большой осторожностью и только при отличном понимании возможностей и методов современного образования.

Искренне Ваш.

НН

II

Вся моя жизнь, чуть ли ни с рождения, прошла в сфере образования.

Образование критикуют все, кому не лень.

Но эта критика бесплодна. По двум причинам.

Первая причина. В образовании, как в зеркале, отражается общество со своими достоинствами и недостатками. По сути, на образование сваливают всё, что сами не смогли сделать. Если молодёжь курит, выпивает, валяет дурака, не работает и пр., то вину за всё сваливают на школу. Однако это вина не образования, а общества.

Иной ребёнок приходит домой и видит пьющего отца, беспорядок в комнатах, или загнанную работой мать, отсутствие должного уважения друг к другу, злую критику всех и вся, несдержанность в речи и др. Молодёжь не терпит расхождения между теорией и практикой и нередко становится озлобленной — продолжателями Зла. Как разорвать этот порочный круг?

Или же другой пример, когда ребёнок из благополучной семьи обеспечен всем с детства, забалован, не привык терпеть и вкалывать, не понимает, зачем нужно заниматься чем-то неинтересным. Получается, что у трудолюбивых ответственных родителей вырос паразит. Кто виноват?

Сложно учить хорошему в школе, когда эти идеалы не соблюдаются в обществе. Школа не должна быть оторванной от жизни своего города, района, семей.  А точнее, власти города, городские предприятия, буквально всё должно быть открыто школам и вузам, иметь терпение  и выделять время для общения с учениками. Планы и проблемы микрорайона, города нельзя обсуждать без молодёжи.

Вторая причина глубже и сложнее.

Трудяги и бездельники неразрывно связаны друг с другом, как два полюса магнита, как добро и зло. Невозможно одно выбросить, а другое оставить. Однажды в автобусе я услышал рассказ студента математика. Обращаясь к своему товарищу, он сказал: «у себя в городе я был отличником, выдающимся, а когда поступил на мехмат, то оказался посредственностью. С этого и начались мои двойки».

Иными словами, в любом сообществе, в каждом коллективе есть лучшие и худшие, какими бы на самом деле они ни были. Лучшие стараются не сдавать своей позиции, а худшие редко продолжают соревноваться, а чаще уходят в другую плоскость — переключаются на другие направления. Если ты лучше всех учишься по математике и физике, то я буду лучшим по физкультуре и труду. Такое переключение — самое благополучное из всех возможных. Хуже бывает, когда оказавшиеся в хвосте, дети отворачиваются от школы и находят лидерство «на улице», в криминале, в наркотиках, в полном отчуждении от общества, в компьютерных играх.

Но есть простой приём, как этого избежать. Вспомним поговорку: «первый парень на деревне, а в деревне один дом». Иными словами, каждый сидит на своей кочке и ощущает себя важной персоной.

Какими методиками не пользуйся, но заставить всех подтянуться и отлично учиться вряд ли получится. Однако если заранее запланировать много «кочек» для каждого ученика, то проблема сглаживается. Поэтому рекомендуется устраивать соревнования в самых различных областях, и каждый студент оказывается в чём-то лидером. Самолюбие удовлетворено.

Как это может быть использовано в учебном процессе?

Ответ был найден. Учебный план не должен быть общим для всей группы.

Студенты должны выбирать предметы. У каждого свой набор курсов. Мотивация к обучению вырастает в квадрате. Вот откуда произошли пресловутые «кредиты» (зачётные единицы). Надо было как-то сопоставить разные предметы по объёму, сложности и важности. Возможность свободного выбора — стратегический приём. Но это психология и к построению универсального учебного плана и порядка обучения прямого отношения не имеет. Психология оказалась важнее полноты обучения. Эксперимент удался, и в течение нескольких лет в США в начале XX в. этот опыт был перенят десятками вузов. А теперь принят на вооружение большинством стран мира.

III

Сейчас я готовлюсь к завтрашнему занятию — проверяю домашние работы студентов-экологов 2-го курса биофака.

Ответ одного из них о причинах интереса Милутина Миланковича к расчётам влияния положения Земли на орбите на климат Земли (начало XX в.) оказался необычно детальным и интересным. Ответы большинства студентов интересны — они соревнуются друг с другом, выбирая любые 3-4 вопроса из 30-60 предложенных для тщательной проработки. Но в данном случае была интереснейшая деталистика. Откуда студент мог взять эти факты? Оказывается из Википедии, но не нашей, а сербской. А как он перевёл на русский? Теперь не надо переводить — достаточно дать команду и текст будет переведён с любого языка на русский автоматически. Вот это и есть цифровизация !

Если же кто-то скажет, что я пишу о лучших учениках, что в других вузах или школах таких нет, то я не поверю. Проблема не в учениках, а в интересе обучения. Если преподавание не интересно самому учителю, потому что всё, что он уже много раз говорит, ему надоело, то и ученикам учёба будет скучна. А если преподаватель сам увлечён своим предметом, сам развивается, увлекая своих молодых помощников, то те с великой благодарностью к нему относятся и бывают рады учиться, работать и развиваться.

Впрочем, это вечная истина.

Цифровизация открыла бесконечные сокровища знаний и интересной информации, сделала их доступными повсеместно. Обсуждая цифровизацию образования, мы должны, прежде всего, говорить не об электронных досках и проекторах, не об интернете, как таковом, а о всеобщем увлечении творческим исследованием открывшегося информационного мира.

Искренне Ваш

НН

26.10.21

==========================

Предварительное обсуждение - Моисеевские чтения (МЧ-22)  Cтепанов Станислав Александрович,

д.п.н., профессор МНЭПУ,
научный руководитель
НАШ БУРАН
есosas@rambler.ru

 

Уважаемый  Николай Николаевич!

Как опытный педагог, Вы затрагиваете важнейшее направление современной  педагогики:- взаимодействие учителя и ученика в современных  условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий. И эта проблема требует отдельного обсуждения.

Направленность же МЧ-22 несколько иная — социально-экономические и политологические условия развития образования в стране, находящейся в переходном периоде от социализма к  капитализму.

Влияние национальных традиций и опыта образования прошлого периода будет ощущаться еще многие десятилетия и столкновение отечественной школы образования и западной школы в условиях цивилизационной деградации западной культуры  неизбежно Это факт.

Негативное влияние непрофессионализма и преклонения перед западными стандартами   на становление отечественного образования в новой социально-экономической системе в условиях бурного   развития информационно-коммуникационных технологий -это тоже факт.(посмотрите на количество волн по отмене и введению новых фгосов, чрезмерное администрирование и подавление академических свобод, нищенское положение ППС и учителя в школе ).

Наконец, противоречие социальной направленности государства   (Ст.7 Конституции РФ)  и реального остаточного принципа финансирования образования и  науки. Это тоже факт ( причины этого надо искать в засилье западников, предлагающих обществу решать его проблемы чисто  рыночными методами при колоссальном влиянии комплекса застарелых проблем прошлого).

Рассмотрение этих проблем с позиций универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева, его работ по проблемам отечественного образования и науки   и предлагается положить в основу дискуссий на МЧ-22.

===========================

Предварительное обсуждение - Моисеевские чтения (МЧ-22)  Барматова Светлана Петровна,

д.с.н., профессор,
Брянский филиал
РАНХ и ГС при Президенте РФ
Svetlana Barmatova <acsrross@yandex.ru>

 

Актуальность предложенной темы не вызывает сомнения, об этом говорить не просто нужно, а необходимо.

Но, как мне кажется, этот разговор должен быть разговором экспертного сообщества  при четком понимании (и наличии) возможности по его

результатам  получить доступ к «высоким трибунам» Думы или к еще более «высоким кабинетам» для возможности декларирования и публичного обсуждения сформированных предложений по изменению ситуации в образовании.

В противном случае все, что будет говориться по этой важной и сложной теме в рамках конференции, даже такой значимой, как Моисеевские чтения, так и

останется «очередным мероприятием».  Для экспертного разговора должен быть реализован несколько иной формат, а на конференцию нужно выносить тему, которая позволит  получить дополнительную «доказательную базу», значимую для усиления «весомости» экспертных выводов и предложений.

С уважением, Светлана Петровна Барматова, доктор социологических наук, профессор

P.S. С уважаемым Николаем Николаевичем согласна лишь частично: студенты уже научились НАХОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, но совсем еще не НАУЧИЛИСЬ ее ПОНИМАТЬ!

===========================

 

Предварительное обсуждение - Моисеевские чтения (МЧ-22) Маренич Константин Николаевич

доктор технических наук, профессор
Донецкого национального технического университета
knm1@donntu.org

Добрый день, дорогой Станислав Александрович!

С большим интересом и соучастием я прочитал ещё вчера Ваше письмо. Выделил цветом ряд фраз, в которых ни прибавить, ни убавить. С ходу даже решил не отвечать. Слишком много мыслей и эмоций взрыхлилось. Надо их как-то было привести в порядок.

Предполагаемая проблематика МЧ-22, конечно, актуальна. В плане образования и  формирования личности много, очень много запущено и упущено в угоду «западным партнёрам».

Во вложении я прикрепил текст одного своего доклада для конференции (ДНР) по проблемам качества образовательного процесса. Там мысли созвучны Вашим. А если по большому счёту, толку не будет до тех пор, пока у нас самыми желанными в силу доходности будут оставаться «профессии» шутов гороховых да спортсменов, а не людей производительного труда, пока ценностным ориентиром будет оставаться фактор потребительства, а не созидания.

Даже не хочется думать, что будет с обществом, когда в силу возраста от активной деятельности отойдут профессионалы.

Когда из всех информационных источников слышно только о «звёздах» эстрады и кино, это не верно (не артисты должны определять престижность профессионального выбора. Хотя и профессиональным исполнителям впору сейчас посочувствовать с учетом недавних выходок безголосых и бездарных неучей — блогерш, срывающих деньги и лайки от своих «выступлений» в соц. сетях и утверждающих тезис о возможности благополучия без учения и вообще, без затрат труда). И ещё, в отношении т.н. «звезд» — они солидны как потребители, но что касается личностных качеств, тут еще надо посмотреть на каждую «звезду». Вспоминается Высоцкий: «А винтовку тебе, а послать тебя в бой…».

А спорт! События последних лет более, чем ясно показывают всю тщеславную сущность российских спортсменов  — профессионалов, для которых главноек — медали и денежные бонусы. И плевать, под каким флагом выступать. Кому в России стало жить лучше от их спортивных побед? Справедливы ли их милионные состояния? Зато какой пример даже для детей школьного возраста. Много ли из них хотят стать учёными, летчиками, космонавтами, машиностроителями? А футболистами сколько?…

Я не перестаю удивляться, как умело управляет «запад» расчеловечиванием и дебилизацией нашей молодёжи. Удивляюсь, почему не запрещена в категорическом порядке деятельность Ельцин-центра, Эха Москвы и т.п., почему инициатива формирования личности в отношении молодёжи принадлежит либеральной мерзости.

Но, возвращаясь к предполагаемой проблематике МЧ-22, считаю важным, чтобы эта конференция «взрыхлила» как можно больше социальных пластов. Непременно, — структуру управления наукой и образованием. Важно также показать несостоятельность концепции ЕГЭ и, в общем, — натаскивания учеников и студентов вместо системности образовательного процесса. Пора возвращаться к лучшим наработкам проверенной десятилетиями советской системы, что, кстати, вполне вписывается в категорию «умеренного консерватизма».

Такие мысли.

С уважением, Ваш Маренич!

===========================

Предварительное обсуждение - Моисеевские чтения (МЧ-22) Баркова Элеонора Владиленовна

доктор философских наук, профессор
Российского экономического университета
имени Г.В. Плеханова
barkova3000@yandex.ru

Уважаемые коллеги!

Сегодня, когда уже всем ясно, что ИДЕТ жесткая, хотя официально не объявленная, когнитивная, или ментальная (названия могут отличаться, но не суть) ВОЙНА. Наши дети, молодежь, вся Наука и Культура России, все наше общество оказались включенными в процессы радикального переформатирования смысло-жизненных, мировоззренческих, методологических векторов развития страны. Ломка норм и стандартов образования — инструмент в этом деле. Поэтому предложенная тема не может вызвать сомнения, — конечно, одобряю, приму участие, выступлю.  Но этого недостаточно. Все прошлые форматы (хорошо встретились-поговорили-опубликовали-отчитались- посидели-отметили) не продуктивны. Н.Н.Моисеев верно поставил проблему БУДУЩЕГО, которого нет без интеллигентного общества, развития науки и образования. 

Что делать?

1. Вписать Моисеевские чтения в процесс подготовки к большому юбилею РАН и поставить Цель — начать восстановление статуса и достоинства великой русской-советской науки в мире. Связать с необходимым для реального изменения всего пространства образования РФ процессом разработки новой модели планетарного бытия. Даже Президент РФ уже сказал — старая социальная форма, форма буржуазной организации общества — изжила себя. Об этом давно говорили многие философы и у нас, и не у нас. Дж.Тойнби об этом сказал сразу после Второй мировой войны. Но какой может быть эта модель и соответствующее ей образование? Ясно, что не феодально-социалистической. Можно объявить конкурсы, — пусть и ребята, и не-ребята подключаются к тому, что я называю Возрождением-XXI   Мы этим занимаемся.

2. Начать оценку великой советской системы образования — с конкретными показателями, но без клеветы или «карамельно-розового» восхищения. Что было? Сколько было неграмотных в 1917? Сколько стало к началу 30-х? Возможно ли повторение уникального, не бывалого в мире  опыта, когда ВСЯ страна учится. Сказать о динамике — от творчества 20-30-х гг к бюрократизму и тогда же, вероятно, к истокам либерализма 70-80-х.

Истоки догматизма в образовании, трагедии и судьбы интеллигенции, высшие достижения в образовании, возможные скорости перемен. Как не допустить новых ГУЛАГов, когда идет война, и понятно, что «палки в колеса» будут? Как наладить СИСТЕМУ НОВОГО научного просвещения (не по  Ковальчуку с его пониманием НБИКС и личными амбициями), восстанавливая некоторые формы. Так, общество «Знание» уже восстанавливается, но кто этим занимается и как? Нужно понимание всех частей как частей общей СИСТЕМЫ реформирования образования.

О возврате к старому речи быть не может. Да это и невозможно: изменилось все, и не только информац. возможности и инструменты освоения, но сам человек, его сознание. Речь о том, какой именно может и должна быть ПОБЕДНАЯ модель образования в России, с необходимостью включающая в себя знания фундаментальных и прикладных наук, т.е. не только практико-ориентированная.

3. Один из главных вопросов — НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. На эту тему я попробую выступить. По-моему, необходима новая ФИЛОСОФИЯ как дисциплина и   ЭКОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ, развивающая идеи философии русского космизма. И одновременно восходящая к масштабу мышления космистов и лучших ученых-экологов всех стран, не только западных.

С этим связана еще одна глобальная проблема — общей Культуры, ситуация тут драматическая.

4. Сайт сразу делать на русском, англ и китайском. Привлечь внимание руководства РАН, Гос.Думы, Академических ин-тов, всех структур управления к этому вопросу жизни России  или…

5. Разработать систему конкретных показателей полного и быстрого «выздоровления» образования и культуры. А как иначе оценивать?

Общество, по моим наблюдениям, готово к реальной перестройке, но не Министерства и руководство в целом. Но, возможно, тут я заблуждаюсь.

Есть вопрос, который не знаю, как решить. Это главный вопрос — люди, учителя. Кто будет все это делать? Где взять новых, любящих и уважающих Россию и ее традиции образованных руководителей-управленцев, а не Швыдких и прочих Богомоловых-Серебренниковых? Но не делать уже нельзя. А в руководстве — в основном, как говорят соционики, адаптивные «поломанные структуры».

Помните момент в фильме «Экипаж»? Летчик приземлился в лесу, вышел, смотрит — Нельзя взлетать. Пауза. — Нельзя не взлетать . Значит, будем взлетать.

Пока вопросов больше, чем ответов, но есть и много хороших новостей. Россия — не пустыня. Только вчера прошел Форум «Родительской заботы», где О.Н.Смолин, специалисты-педагоги из многих городов и не-городов России обсуждали вопросы образования и воспитания. Вообще таких ассоциаций в России — много, очень. Но искать их, отслеживать, вычитывать идеи — отдельная работа. Чтобы ей заниматься, надо не маленькому коллективу оставить все остальное.

Я готова взяться вместе с коллегами из Русского космического общества, но должна, прежде всего, согласовать с вами и коллегами из других структур ряд вопросов.

Человек, который мог бы вступить, — А.И.Субетто. Вчера мы говорили с ним по телефону, они в своей Петровской Академии провели Форум, подготовили Меморандум по вопросам образования, развития науки и культуры в России. Сегодня-завтра завершат его редактирование.

Надо объединять усилия,  (просто уже времени нет), но согласовать исходные позиции.  Уже начато движение по объединению всех Академий (РЭА, Ноосферной и т.д.), — и это правильно.

Готова обсудить эти и другие вопросы.

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ и Успехов!

Ваша Элеонора Владиленовна

 

===========================

Приглашаем к дальнейшей дискуссии!