УДК 338.2

 

К.Н. Маренич

Донецкий национальный технический университет

knm1@donntu.org

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕЛЕУСТАНОВКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

 

FORMATION OF CONSUMER GOAL SETTING AS A TOOL TO SUPPRESS RUSSIAN CULTURAL AND HISTORICAL IDENTITY 

K.N. Marenich

Donetsk National Technical University (Donetsk)

Аннотация. В статье дан анализ причин и проявления установки на потребительство в обществе  и обоснована её инородность и неприемлемость примениетльно к русскому цивилизационному сообществу.Ключевые слова: общество, потребление, созидание, специфика проявления, экономика, образовательная сфера, анализ.Annotation. The article analyzes the causes and manifestations of consumerism in society and substantiates its foreignness and unacceptability in relation to the Russian civilizational community.Key words: society, consumption, creation,  specifics, economics, education, analysis.

 

Начало 2000-х годов донецким политехникам запомнилось довольно частыми визитами в университет различных западных общественных деятелей и официальных лиц, которые ненавязчиво, но на все лады проталкивали тезисы о преимуществах западной демократии, толерантности к разным видам и способам проявления инакомыслия, евроинтеграции всего подряд. Одним из таких событий начала 2004 г. (канун т.н. «оранжевой революции» на Украине) стало посещение ДонНТУ послом Соединённых Штатов Америки Джоном Хёрбстом, где мне удалось после его выступления высказать реплику следующего содержания: «Mr. Ambassador. I think that US and European countries do not need a strong Ukraine. Only our people need a strong Ukrainian economy and industry. And I hope that our Prime-minister (в то время В.Ф. Янукович) will be help us in this matter». На это посол США дал довольно пространный и эмоциональный ответ, каждая фраза которого начиналась словами: «Это чушь…».

Последующие события и годы, включая события самого последнего времени, наглядно показали уровень состоятельности  возражений официального лица США, посла Дж. Хёрбста. Ключевые отрасли промышленности Украины  подавлены в интересах западных конкурентов.  Ключевой экономический регион Донбасс превращён в арену вооружённого конфликта, а народ, населяющий территорию Украины, методично превращается в расходный материал противостояния западной и российской цивилизаций.

Здесь усматривается факт того, что США и их европейские сателлиты в очередной раз показали своё истинное лицо бывших, нынешних и будущих врагов России (союзничество времён Второй мировой войны – временное краткосрочное состояние обусловленное спецификой политической конъюнктуры). Поэтому инициативы, предложения и иные движения Запада в отношении России полезно, целесообразно и единственно возможно рассматривать сквозь призму доктрины Аллена Даллеса [1]. «…Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания…

… Животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветет махровым цветом…

Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её…», — вот лишь некоторые положения этой доктрины. Но как актуальны они сегодня, принимая во внимание ряд уже имеющихся достижений наших неприятелей в этой области (развязывание межнациональных конфликтов в бывших республиках СССР, насаждение русофобии в сознании их населения, особенно, — молодёжи, извращение исторической памяти о значимых событиях новейшей истории, навязывание нацистских приоритетов в формировании общественного сознания, антиисторических трактовок истории Великой отечественной войны, — в чём особо преуспели власти современной Украины). Но в прицеле – российское общество, где проблемы инспирируются системным подходом Запада, а проявляются зачастую, как следствие излишней беспечности, доверчивости российской стороны, и как результат запоздалой реакции на потенциальные риски и недостаточной жёсткостью ответов на них.

В этом контексте просматривается существенная угроза для самой будущности российской цивилизации, обусловленная многолетним формированием потребительской установки молодого поколения, подкрепляемой соответствующими стандартами жизни, отношением к жизни, привносимыми всеми видами СМИ, широко тиражируемыми, как правило, примитивными в содержании и постановке образчиками голливудской и иже с ними киноиндустрии., недостаточностью на государственном уровне поддержки созидательной позиции гражданина своей страны.

В политике насаждения потребительского отношения к жизни, безусловно, прослеживается принципиальная целеустановка на подавление творческой инициативы российских граждан, в особенности, на перспективу. Цель – устранение России как конкурента, превращение её в сырьевой придаток и дешёвый трудовой ресурс Запада.

Однако, такой подход имеет ещё одну – устоявшуюся основу – признание приоритета  индивида в самих странах западной цивилизации. Исторически сложившаяся практика создания основной массы продукта на подчинённых территориях, либо ограниченным количеством высокопрофессиональных производителей, а также концепция экономической нецелесообразности  высокого образовательного уровня для широких масс населения [2] содержит предпосылку идеи потребительства, иждивенчества в самόм западном сообществе. Эта идея буквально вкладывается в подкорку головного мозга американского обывателя по умолчанию. Обратимся к народному творчеству. Вот с чего начинается и чем пронизана одна из самых популярных североамериканских народных песен «Roll in my sweet baby’s arms»:

I ain’t gonna work on the railroad
I ain’t gonna work on the farm
Lay down the shack ’til the mail train come back
And roll in my sweet baby’s arms…,
что в смысловом переводе звучит как: «Я не хочу работать, а лучше отключусь от проблем».

На подсознательном уровне американское общество настроено воспринимать себя как совокупность отдельных эгоцентричных единиц, вынужденных функционировать в меру необходимости, но ставящих во главу угла достижение максимального комфорта, душевного покоя (несмотря на обстоятельства). Здесь человек, это somebody, а не личность, не гражданин, как в России, где лозунги жизни нацелены на созидание, творчество:

«В буднях великих строек,
В весёлом грохоте, в огнях и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна учёных!…
Нам ли стоять на месте!
В своих дерзаниях всегда мы правы.
Труд наш — есть дело чести,
Есть дело доблести и подвиг славы.
К станку ли ты склоняешься,
В скалу ли прорубаешься,-
Мечта прекрасная, ещё неясная,
Уже зовёт тебя вперед.

Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны не льды, ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесём через миры и века!…».

С уверенностью можно сказать, что именно такой настрой, является основой достижения именно в российской цивилизации выдающихся результатов в области науки, техники, медицины, искусства, культуры. Именно эта установка позволяет выдерживать и преодолевать немыслимые по тяжести невзгоды. Победа советского народа в Великой отечественной войне – яркий тому пример.

Однако сможет ли этого достичь гражданское общество, где каждый его somebody нацелен на постоянный поиск комфорта, удовольствий, обладание всеми видами земных благ, неприятие самой мысли о принесении даже толики своего комфорта  в жертву ради благополучия своего отечества. Да и есть ли у такого somebody своё отечество? Очевидно, есть территория местопребывания индивида до тех пор, пока с ней связано получение той или иной пользы. Но ведь где-то может оказаться более полезная территория. Не результатом ли воспитания молодёжи в духе потребительства стал отток её части из России в страны американо-европейского «благополучия»?

В самóм же западном сообществе мы наблюдаем специфические кризисные явления в производственной сфере, уходящие корнями именно в концепцию тотального потребительства. Речь идёт о том, что целью такого производства товара становится не придание ему максимально высоких параметров качества и ресурса, а создание и расширение «армии» потенциальных потребителей этого же вида товара (возможно, с улучшенными, но не всегда необходимыми характеристиками)  с заранее предопределённой периодичностью.

Здесь целеустановка бизнеса на получение максимальной прибыли (а не на выпуск товара максимально высокого качества) полностью коррелируется с целеустановками общества тотального потребления. Примечательно, что в этом случае у конкретного человека притупляется чувство привязанности к конкретным вещам, но формируется установка на постоянную замену их всё более новыми, всё более рекламируемыми. Представляется, что сопутствующими проявлениями такого подхода  являются неумение ценить то, что имеешь, зависть, гордыня, тщеславие. Даже тщеславие, будучи отрицательной чертой характера, здесь приобретает уродливые формы, поскольку его основой выступает не достигнутый статус, а достигнутые приобретения.

Широко насаждаемые в обществе приоритеты потребительства не могли не затронуть и сферу образования. С одной стороны, под «благовидным» предлогом «евроинтеграции» и содействия процессу глобализации мировой экономики (по факту – участия выпускников отечественных вузов в производствах и, тем самым, в развитии экономики) конкурентного России зарубежья программы инженерных специальностей, ранее «заточенные» под нужды отечественной промышленности, переориентированы на европейские стандарты (болонский процесс и т.п.).

С другой стороны, целеустановка на получение формального результата с минимальными трудовыми издержками в эпоху цифровизации предопределила общее снижение качества образования, поскольку в процессе учёбы целый ряд познавательных моментов студент имеет возможность скачать из глубин глобальной сети, не утруждая себя продумыванием, «пропусканием» учебного материала через себя и  не обременяя себя выходом из состояния безмятежного, комфортного мироощущения. Но выпуск специалистов с качеством подготовки на пределе допустимого, выпуск специалистов, не имеющих представления, «вкуса» к процессу профессионального творчества, к созиданию, это как минимум, перспектива устойчивого, долговременного прозябания отечественной экономики, сопровождаемого вымиранием и необновлением профессиональных элит.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что формирование потребительской целеустановки у молодого поколения чуждо, чужеродно  природе русской цивилизации,  а искусственное насаждение этой целеустановки нельзя рассматривать иначе, как инструмент подавления   российской культурно-исторической идентичности.

 

Литература

  1. Доктрина Аллена Даллеса, директора ЦРУ.
    Директива ЦРУ США 1945 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://husain-off.ru/hb2n/h2doc26-5.html. – Загл. с экрана.
  2. Генри Форд Моя жизнь, мои достижения / Форд Г. Л.: Время, 1924.- 205 с.