УТВЕРЖДАЮ
Председатель Комиссии РАН
по изучению научного наследия выдающихся ученых

член-корреспондент РАН

___________пп_______

Ю.М. Батурин

« 05 » марта 2021 г.

 

 

 

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ
об итогах
III Международной научной конференции

«Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски»

 

18 февраля 2021 г.

 

Вводная часть

18 февраля с.г. в Российской академии наук состоялась III Международная научная конференция в цикле конференций «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» как активная фаза научно-образовательного проекта «Научная академическая школа будущих ученых российской академической науки» – НАШ БУРАН.

Конференция проведена в соответствии с планом работы Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых.

Все увеличивающееся влияние человека на природную среду, его усиливающееся вторжение в биологически активные зоны приводят к росту рисков распространения инфекционных заболеваний. Нынешняя пандемия коронавируса COVID-19 угрожает сокрушить национальные системы здравоохранения и подорвать политические системы, которые оказываются недостаточно подготовленными для управления чрезвычайными ситуациями мирового масштаба. Нынешний глобальный эпидемиологический кризис был вызван сочетанием вредных взаимодействий между людьми и дикой природой, а также повсеместным и ускоренным перемещением людей и товаров через границы, и является, по сути, особенностью современного этапа глобализации. Программный комитет конференции, в связи с этим, поставил цель исследовать взаимосвязь коронавируса COVID-19 (Ковид-19) с состоянием окружающей среды и с планами по реализации целей устойчивого развития.

Трагические последствия пандемии COVID-19, охватившей весь мир, показали необходимость мобилизации и координации совместных национальных и международных усилий по преодолению этих последствий, а также готовность современной науки адекватно ответить на вызовы глобальных стихийных явлений.

События, связанные с этой пандемией, показали также высокий потенциал российской науки, отечественной научной школы вирусологии и указали миру «…сколь важно для всей планеты иметь сильную Россию, интеллект и ресурсы которой могут сыграть выдающуюся роль в утверждении нового равновесия человечества и природы…» (Моисеев Н.Н.).

Российская вакцина от коронавируса Спутник V сегодня признается на западе не только как научная победа, но и геополитическая победа нашей страны.

Отмечая это, следует подчеркнуть также роль российских научных школ, изучающих и популяризирующих научное наследие выдающихся отечественных ученых, в т.ч. В.И. Вернадского, Н.Д. Кондратьева, Н. И. Вавилова, Н.Н. Моисеева и др. Институт отечественных научных школ поддерживает нашу науку в это непростое время, и способствует формированию молодежной научной смены.

Конференции предшествовало ознакомление ее участников с содержанием доклада Программного комитета «Устойчивое развитие в условиях глобальной коронавирусной угрозы», представленного ведущим научным сотрудником Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, кандидатом экономических наук почетным членом Римского клуба Р.А. Перелетом.  

Проявленный участниками конференции интерес к этому докладу показал актуальность рассмотрения глобальной эпидемиологической проблемы через призму антропогенного воздействия на природу.

В докладах «Наука будущего в контексте преемственности идей Н. Н. Моисеева» (проф. Баркова Э.В.), «Развитие информационно-коммуникационных технологий и сохранение гуманитарного содержания российского образования» (проф. Аллахвердиева Л.М.), «Укрепление государственного суверенитета России в процессе формирования многополярного мира» (аспир. Гитолендия Г.Г.), «Системный подход как методологическая основа ситуалогического исследования в судебной инженерно-экологической экспертизе» (Бордюгов Л.Г.), «К исследованию «Новой волны» ХХI века: от культуры потребления впечатлений к новой классике (доц. Бузская О.М.), «Кинематограф как потенциальный инструмент «мягкой силы» во внешней политике России в эпоху глобализации» (аспир. Павлова Д.В.) и др. конкретизированы социально-гуманитарные, политологические и мировоззренческие аспекты научной картины мира и происходящих в нем эколого-эпидемиологических и геополитических изменений.

В докладах нынешней конференции продолжено обсуждение проблем образования и научных основ воспитания в условиях современных информационно-коммуникационных технологий, цифровизации экономики и жизни общества: «Интернет как эффективный информационный ресурс сопровождения учебного процесса в условиях вооруженного конфликта» (доц. Маренич О.К.), «Вызовы цифровизации для мирового профсоюзного движения» (проф. Крайнов Г.Н.), «Использование этнокультурных технологий в образовательном процессе основной школы» (Мингалеева М.Т.), «Воспитательный потенциал экологического образования на основе идей устойчивого развития» (учитель Волкова Г.Б.), «Безопасная образовательная среда как условие психологического благополучия старшеклассников» (магистр. Бизина О.И.) и др.

Приятно отметить участие молодежи в конференции: группы аспирантов факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова – Гитолендия Г. Г., Павловой Д.В. и группы студентов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова – Антиповой А.С., Виеру А. Н.

Пленарное заседание конференции, проведенное в режиме онлайн, показало результативность такого формата, коренное отличие от других конференций на площадках многих образовательных организаций и научных изданий в стране. Отбору докладов на данное пленарное заседание способствовали рекомендации рецензентов и своевременные отклики авторов докладов по доработке текстов в соответствии с этими рекомендациями. Это позволило включить в сборник докладов данной конференции больше текстов, отвечающих требованиям к научным публикациям, чем в сборник докладов предыдущей конференции.

Программный комитет отметил и поощрил дипломом оргкомитета конференции авторов докладов, исследующих сложные проблемы по приоритетной тематике конференции, в т.ч. проф. Баркову Э.В., в.н.с. Перелета Р. А., доц. Маренич О.К., учителей Волкову Г.Б, Мигалееву М. Т., аспир. Гитолендия Г.Г. и Павлову Д.В., с.н.с. Хачатурова Р.В..

Комитет поощрил также начинающих исследователей – участников конференции: магистр. Бизину О.И. и Бондарчук А.В.

В то же время, Программный комитет констатировал в своем решении, что представленные молодыми участниками конференции доклады не позволили выявить кандидатов в число слушателей академической части НАШ БУРАН в связи с недостаточным уровнем проработки научных проблем и отклонениями от требований по оформлению научных докладов, тезисов, статей и предложил дирекции проекта НАШ БУРАН активизировать поддержку региональных представителей по подготовке участников конференций цикла «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» в части привлечения студенческой молодежи к участию в конференциях, интерактивному общению на сайте НАШ БУРАН (отзывы, комментарии, вопросы, эссе), а также  повышения качества представляемых на конференцию научных докладов и сообщений.

Концепция и научная программа конференции

В основу концепции, информационного письма[2] и программы пленарного заседания[10] конференции 18 февраля 2021 г. легли основные положения о научно-образовательном проекте НАШ БУРАН[1].

Программный комитет конференции определил цель и задачи конференции: исследование актуальных научных проблем современности; популяризация науки и научного наследия выдающихся ученых; привлечение молодежи к научной деятельности.

Основой приоритетной тематики конференции являлись проблемные вопросы:

  1. Историческая память и современная научная картина мира в условиях глобальных вызовов и рисков.
  2. Актуальные вопросы научных исследований процессов глобализации и модернизации: вызовы и риски, поиск решений.
  3. Развитие ноосферных идей В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева в современных научных исследованиях.
  4. Методологические аспекты универсального эволюционизма и коэволюции природы, человека и общества в понимании современной научной картины мира.
  5. Историческая память как мировоззренческая основа настоящего и будущего с опорой на лучшие культурные, этно-конфессиональные и этические традиции.
  6. Трансдисциплинарные и междисциплинарные исследования в условиях глобальных вызовов и рисков.
  7. Постковидное будущее: инженерно-технологические, социально-экономические и научно-просветительские аспекты обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях глобального распространения вируса.
  8. Гуманитарные и научно-технологические аспекты устойчивого развития и проблемы сохранения человеческого капитала.
  9. Глобальной экологический кризис в условиях современных вызовов и рисков.
  10. Информационно-коммуникационные технологии и особенности использования интернета в образовании.
  11. Систематизация научного знания и формирование научной картины мира у подрастающего поколения понимание мира и места человека в нем.
  12. Теория и вопросы прикладной математики в трудах Н.Н. Моисеева.
  13. Теории системного анализа и управления в современных исследованиях глобальных вызовов и рисков.

Секции конференции

Секция 1. Исторические науки            Секция 5. Педагогические науки

Секция 2. Экономические науки           Секция 6. Психологические науки

Секция 3. Философские науки             Секция 7. Социологические науки

Секция 4. Юридические науки           Секция 8. Политические науки

Секция 9. Культурологические науки     Секция 10. Технические науки

 

Формат конференции: дистанционная форма участия с обсуждением материалов конференции на сайте в разделе “Открытая трибуна”, Рабочие языки конференции: русский, английский.

В соответствии с концепцией НАШ БУРАН к участию в конференции были приглашены ученые и сотрудники научных учреждений и организаций; докторанты, аспиранты и магистранты; педагоги образовательных учреждений; студенты вузов, колледжей и лицеев, учащиеся старших классов общеобразовательных школ (в т.ч., 100 базовых школ РАН).

Организационный комитет[3] совместно с Программным комитетом[4] разработали условия участия в конференции, требования к оформлению текстов докладов, тезисов и статей для включения их в сборник материалов конференции. Исполнительным органом организационного комитета стала Дирекция[5] научно-образовательного проекта НАШ БУРАН.

III Международная научная конференция «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» явилась активной фазой научно-образовательного проекта «Научная академическая школа будущих молодых ученых российской академической науки» (НАШ БУРАН). Программный комитет конференции не выявил среди молодых участников конференции явных претендентов в число слушателей НАШ БУРАН, но есть уверенность, что на последующих конференциях цикла «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» состоится набор в школу и начнется ее академическая работа.

В конференции приняли участие 72 представителей вузовской и академической науки, аспирантов, магистрантов, студентов и учащихся из России, Белоруссии, Украины. Организационным комитетом получено 45 докладов, из которых 28 включены в сборник докладов конференции.

Пленарное заседание конференции 18 февраля 2021 г.

Важной составной частью конференции является ее пленарное заседание, на котором заслушиваются доклады по научной приоритетной тематике, объявляются авторы докладов наиболее полно исследовавших научные проблемы, отмечается работа научных руководителей молодых участников конференции (магистрантов, студентов).

На заседании Программным комитетом было отмечено, что в результате индивидуальной работы с авторами текстов по замечаниям рецензентов повысилось качество представленных на конференцию докладов по содержанию, актуальности тематики, глубине исследований, структуре и оформлению текстов. Такая форма работы с молодыми участниками Второй и последующих конференции может дать значительный эффект.

На пленарном заседании конференции заслушаны 13 докладов, по многим из которых были заданы вопросы участниками конференции, ряду докладчиков предложено разместить на сайте НАШ БУРАН резюме своих докладов. Участникам пленарного заседания сообщено решение программного комитета о поощрении дипломами оргкомитета авторов докладов, исследующих сложные проблемы по приоритетной тематике конференции, а также начинающих исследователей – участников конференции.

Сборник докладов конференции

Важнейшей частью работы конференции в рамках научно-образовательной программы НАШ БУРАН является издание сборника докладов конференции. Содержание и структура каждого сборников должны отражать не только приоритетную тематику цикла конференций и новых исследований по отраслям науки, но и умение участников конференции готовить научные публикации в соответствии с современными требованиями к ним по структуре, логике изложения, качеству оформления научного аппарата.

С учетом этих требований сборник докладов[8] настоящей конференции сформирован из двух основных разделов: Основные доклады конференции (с регистрацией их в российской наукометрической системе индексирования (РИНЦ) и размещением в e-library); Доклады, научные сообщения и дискуссия (доклады, оформленные не по требованиям и не проходящие через РИНЦ и e-library). Доклады, тезисы и тексты статей, требующие определенной доработки, переносятся в сборник докладов следующей конференции (18 марта 2021 г.). Таких докладов оказалось – 10.

Такая структура сборника конференции, высокие требования к авторам текстов мотивирует участников конференции к более тщательной подготовке текстов докладов, тезисов докладов, статей, способствует структурному мышлению, формирует  навыки работы с научным аппаратом.

Сборник докладов (извлечения) конференции размещен на сайте НАШ БУРАН.

Сайт конференции и проекта НАШ БУРАН

Важной составной частью проекта НАШ БУРАН является его сайт в интернете (https://buran-sas.ru/) с развернутым интерфейсом, содержащим подробные данные о проекте, его учредителях, соорганизаторах, партнерах конференции, условиях участия в конференциях и издаваемых по их итогам сборниках научных докладов, тезисов, статей.

Размещенный на сайте Календарь цикла научных конференций «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» ориентирует посетителей сайта и потенциальных участников конференций в планах подготовки и проведения этих научных мероприятий. Открытая трибуна на сайте – важный элемент конференции по ознакомлению с основным докладом Программного комитета и подготовке пленарного заседания конференции.

Подготовка конференции показала необходимость ведения на этом сайте интерактивного актуализированного раздела по общению Организационного и Программного комитетов с заявителями и участниками конференции. И как результат этого общения – выявление желающих включиться в академическую работу проекта НАШ БУРАН как главную часть проекта.

Организационному комитету и дирекции проекта НАШ БУРАН пока не удалось привлечь широкую аудиторию посетителей сайта и участников конференции к активному общению и обсуждению материалов конференций на страницах сайта НАШ БУРАН. Данные   вопросы находятся в повестке дня работы руководящих органов научно-образовательного  проекта.

Заключение

Состоявшаяся конференция показала актуальность научных исследований состояния мира и науки в условиях глобальных вызовов и рисков.

Поставленные перед конференцией задачи достигнуты: научная проблематика конференции отражена во всех докладах и тезисах участников с позиций социо-гуманитарных и естественнонаучных отраслей науки; в конференции приняли участие много аспирантов и магистрантов российских и зарубежных вузов; в сборник по итогам конференций включено много докладов, тезисов и статей с глубокой научной проработкой проблем.

Отличительной особенность конференции является ее направленность на органическую связь ее содержания, организации с непосредственными участниками за пределами РАН в режиме онлайн, а также посредством работы Открытой трибуны на сайте конференции и НАШ БУРАН.

Вместе с тем, Организационному комитету и дирекции научно-образовательного проекта НАШ БУРАНИ необходимо:

  1. Отработать технологию рекламно-коммуникационной поддержки конференции – задержка по срокам и недостаточно четкая организация рассылки информационных материалов не позволили привлечь более широкой круг участников.
  2. Привлечь к подготовке последующих конференций молодых участников конференций, а также к их общению и широкому обсуждению актуальных вопросов на страницах сайта НАШ БУРАН.
  3. Принять меры по освещению работы проекта НАШ БУАН в научных изданиях, на сайтах соорганизаторов, партнеров проекта и на портале РАН.

Выводы

  1. ТРЕТЬЯ Международная научная конференция «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски», проведенная Комиссией по изучению научного наследия выдающихся ученых Российской академии наук совместно с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова (факультет глобальных процессов), Международным независимым эколого-политологическим университетом (научно-образовательный проект «Научная академическая школа Будущих ученых российской академической науки – НАШ БУРАН), успешно состоялась.
  2. Содержание, тематическая направленность и организация конференции соответствуют основным положениям федеральных целевых программ «Наука» и «Развитие образования», Уставу и планам работы Российской академии наук по популяризации достижений науки инаучных знаний, а также изучению научного наследия выдающихся ученых.
  3. Академическая работа научно-образовательного проекта НАШ БУРАН как главная часть проекта по предаспирантской/предмагистерской подготовке молодежи и привлечению ее к научным исследованиям сдерживается из-за недостаточности привлекаемых средств (оргвзнос участников конференции, оплата публикации в сборнике конференции), а также отсутствия внешней финансовой поддержки данного проекта.

***

Научный отчет подготовлен рабочей группой оргкомитета в составе: Степанов С. А. (руководитель), Бурматнов Ю. А., Клименок А. А., Петрищев В. Н., Светлов В. И.

 

 

Председатель Организационного комитета,
академик РАН

пп                                                          Ю.Г. Евтушенко

 

Председатель Программного комитета,
академик РАН

пп                                                       М.Ч. Залиханов

03.03.2021.