УТВЕРЖДАЮ
Председатель Комиссии РАН
по изучению научного наследия выдающихся ученых

член-корреспондент РАН,

 

__________________   Ю.М. Батурин

« 19 » февраля 2021 г.

 

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ
об итогах
ВТОРОЙ Международной научной конференции

«Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски»

27 января 2021 г.

 

Вводная часть

 

27 января с.г. в Российской академии наук состоялась вторая конференция в цикле конференций «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» как активная фаза научно-образовательного проекта «Научная академическая школа будущих ученых российской академической науки».

Конференция проведена в соответствии с планом работы Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых.

Теоретическое и содержательное направления Второй конференции исходили из принятых поправок к Основному закону страны, усиливших социальную сущность российского государства, а также в связи с продолжающимся глобальным кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Это подтвердило актуальность проведения новых научных исследований на междисциплинарной основе и глубокого обсуждения в научном сообществе, в том числе на конференциях цикла «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски».

Конференции предшествовало ознакомление ее участников с тезисами доклада Программного комитета «Наука и образование как важные факторы реализации обновленной Конституции РФ». Тезисы были размещены на сайте научно-образовательного проекта НАШ БУРАН.

В тезисах отмечено, что новые положения Конституции Российской Федерации усиливают социальную направленность нашего государства, требуют большой системной работы законодательного характера, обновления стратегического планирования и консолидации всего общества для достижения положительных результатов в социально-экономической жизни нашей страны.

На безотлагательность этих мер указывают ожидания общества по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и кардинальному снижению на этой основе уровня бедности в стране.

В этом контексте становится сегодня весьма актуальной роль РАН как координатора и независимого эксперта в разработке концепции социально-экономической стратегии России до 2050 года (Дерево целей и система приоритетов) [№ 168, направление фундаментальных исследований]. Важно, чтобы данная работа осуществлялась на основе глубокого научного анализа положения человека, возможностей воспроизводства человеческого капитала (в том числе, ликвидации демографических диспропорций, снижения негативных последствий в связи с урбанизацией и влиянием западной культуры с ее нивелированием роли семьи, семейных традиций), а также создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, как определено в Конституции РФ (Ст. 7).

Концепция и научная программа конференции

 

В основу концепции, информационного письма[2] и программы пленарного заседания[10] конференции 27 января 2021 г. легли основные положения о научно-образовательном проекте НАШ БУРАН[1].

Программный комитет конференции определил цель и задачи конференции: исследование актуальных научных проблем современности; популяризация науки и научного наследия выдающихся ученых; привлечение молодежи к научной деятельности.

Основой приоритетной тематики конференции
являлись проблемные вопросы Первой конференции:

  1. Историческая память и современная научная картина мира в условиях глобальных вызовов и рисков.
  2. Актуальные вопросы научных исследований процессов глобализации и модернизации: вызовы и риски, поиск решений.
  3. Развитие ноосферных идей В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева в современных научных исследованиях.
  4. Трансдисциплинарные и междисциплинарные исследования в условиях глобальных вызовов и рисков.
  5. Гуманитарные и научно-технологические аспекты устойчивого развития и проблемы сохранения человеческого капитала.
  6. Глобальной экологический кризис в условиях современных вызовов и рисков.
  7. Информационно-коммуникационные технологии и особенности использования интернета в образовании.
  8. Систематизация научного знания и формирование научной картины мира у подрастающего поколения понимание мира и места человека в современном мире.
  9. Теория и вопросы прикладной математики в трудах Н.Н. Моисеева.
  10. Теории системного анализа и управления в современных исследованиях глобальных вызовов и рисков.

В процессе анализа итогов Первой конференции были сформулированы новые темы и включены в приоритетную тематику Второй конференции:

– Методологические аспекты универсального эволюционизма и коэволюции природы, человека и общества в понимании современной научной картины мира;

– Историческая память как мировоззренческая основа настоящего и будущего с опорой на лучшие культурные, этно-конфессиональные и этические традиции;

– Постковидное будущее: инженерно-технологические, социально-экономические и научно-просветительские аспекты обеспечения эпидемиологической безопасности в условиях глобального распространения вируса.

Формат конференции: дистанционная форма участия с обсуждением материалов конференции на сайте в разделе “Открытая трибуна”. Рабочие языки конференции: русский, английский.

В соответствии с концепцией НАШ БУРАН к участию в конференции были приглашены ученые и сотрудники научных учреждений и организаций; докторанты, аспиранты и магистранты; педагоги образовательных учреждений; студенты вузов, колледжей и лицеев, учащиеся старших классов общеобразовательных школ (в т.ч., 100 базовых школ РАН).

Организационный комитет[3] совместно с Программным комитетом[4] разработали условия участия в конференции, требования к оформлению текстов докладов, тезисов и статей для включения их в сборник материалов конференции. Исполнительным органом Организационного комитета стала Дирекция[5] научно-образовательного проекта НАШ БУРАН.

Вторая конференция «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» практически явилась активной фазой научно-образовательного проекта «Научная академическая школа будущих молодых ученых российской академической науки» (НАШ БУРАН). Программный комитет конференции не выявил среди молодых участников конференции явных претендентов в число слушателей НАШ БУРАН, но есть уверенность, что на последующих конференциях цикла «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» состоится набор в школу и начнется ее академическая работа.

В конференции приняли участие 57 представителей вузовской и академической науки, аспирантов, магистрантов и студентов из России, Белоруссии, Украины, Сербии. Организационным комитетом получено 38 докладов, из которых 24 размещены в сборнике конференции.

Пленарное заседание конференции 27 января 2021 г.

 

Важной составной частью конференции является ее пленарное заседание, на котором заслушиваются доклады по научной приоритетной тематике, объявляются авторы докладов наиболее полно исследовавших научные проблемы, отмечается работа научных руководителей молодых участников конференции (магистрантов, студентов).

На заседании Программным комитетом было отмечено, что в результате индивидуальной работы с авторами текстов по замечаниям рецензентов повысилось качество представленных на конференцию докладов – по содержанию, актуальности тематики, глубине исследований, структуре и оформлению текстов. Такая форма работы с молодыми участниками Второй и последующих конференции может дать значительный эффект.

Содержательной работе пленарного заседания конференции способствовало предварительное ознакомление участников конференции с тезисами основного пленарного доклада «Наука и образование как важные факторы реализации обновленной Конституции РФ» (авторы: академик РАН М.Ч. Залиханов и профессор МНЭПУ С.А. Степанов). Тезисы были размещены на сайте научно-образовательного проекта НАШ БУРАН.

В представленных оргкомитету конференции докладах просматривается понимание их авторами своеобразия переживаемого российским обществом исторического момента (доклады Столетова О.В., Васильевой Д.Е., Седых С.В., Чуприны Н.В., Маренича К.Н., Музы Д.Е., Сапуновой В.С.), а также необходимости серьезного реформирования и развития образования, адекватного историческому моменту (доклады Бетильмерзаевой М.М., Колесник Т.А., Зубовой Я.В., Пичко Н.С., Гомонко Э.А., Исаенко Е.В., Тарасовой Е.Е., Дмитриевской Е.А., Домахиной А.С. и др.). Доклады заграничных участников конференции (Митрович Б.Т. из Сербии, Богданович Л.Б. и Изофатова Н.П. из Белоруссии, Муза Д.Е. и Маренич К.Н. из Донбасса) говорят о пристальном внимании ученых и деятелей образования к российским оценкам положения науки в современном мире.

Пленарное заседание конференции, проведенное, как и на первой конференции в режиме онлайн, показало результативность такого формата, коренное отличие от других конференций на площадках многих образовательных организаций и научных изданий в стране. Отбору докладов на данное пленарное заседание содействовали рекомендации рецензентов и своевременные отклики авторов докладов по доработке текстов в соответствии с этими рекомендациями. Это позволило включить в сборник докладов второй конференции больше текстов, отвечающих требованиям к научным публикациям, чем в сборник докладов первой конференции.

Программный комитет отметил и поощрил дипломом оргкомитета конференции авторов докладов, исследующих сложные проблемы по приоритетной тематике конференции (Бетильмерзаеву М.М. Музу Д.Е., Столетова О.В.), а также авторов докладов – начинающих исследователей: Колесник Т.А., аспиранта Брянского государственного технического университета и Сапунову В.С., студента факультета глобальных процессов, МГУ имени М.В. Ломоносова.

Программный комитет также отметил дипломом оргкомитета профессора Брянского государственного технического университета Дергачеву Е.Д. за успешное научное руководство подготовкой докладов на конференцию своих учеников.

В тоже время Программный комитет отметил в своем решении, что представленные доклады молодыми участниками конференции-аспирантами, магистрами и студентами, не позволили выявить кандидатов в число слушателей академической части НАШ БУРАН в связи с недостаточным уровнем проработки научных проблем и отклонениями от требований по оформлению научных докладов, тезисов, статей.

В связи с этим дирекции проекта НАШ БУРАН предложено активизировать поддержку региональных представителей по подготовке участников конференций цикла «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» в части привлечения студенческой молодежи к участию в конференциях, интерактивному общению на сайте НАШ БУРАН (отзывы, комментарии, вопросы, эссе).

Взаимодействию руководящих комитетов конференции, рецензентов, дирекции проекта и участников конференции способствовал сайт научно-образовательного проекта НАШ БУРАН (https://buran-sas.ru/). Подготовка Второй конференции показала необходимость ведения на этом сайте интерактивного актуализированного табло общения Организационного и Программного комитетов с заявителями и участниками конференции. И как результат этого общения – выявление желающих включиться в академическую работу проекта НАШ БУРАН как самую активную часть проекта в качестве его слушателей или научных консультантов.

Сборник докладов конференции

 

Важнейшей частью работы конференции в рамках научно-образовательной программы НАШ БУРАН является издание сборника докладов конференции. Содержание и структура каждого сборников должны отражать не только приоритетную тематику цикла конференций и новых исследований по отраслям науки, но и умение участников конференции готовить научные публикации в соответствии с современными требованиями к ним по структуре, логике изложения, качеству оформления научного аппарата.

С учетом этих требований сборник докладов[8] настоящей конференции сформирован из двух основных разделов: Основные доклады конференции (с регистрацией их в российской наукометрической системе индексирования (РИНЦ) и размещением в e-library); Доклады, научные сообщения и дискуссия (доклады, оформленные не по требованиям и не проходящие через РИНЦ и e-library). Доклады, тезисы и тексты статей, требующие определенной доработки, переносятся в сборник докладов следующей конференции (18 февраля 2021 г.). Таких докладов оказалось – 5.

Такая структура сборника конференции, высокие требования к авторам текстов мотивирует участников конференции к более тщательной подготовке текстов докладов, тезисов докладов, статей, способствует структурному мышлению, вырабатывает навыки работы с научным аппаратом.

Сборник докладов (извлечения) Второй конференции размещен на сайте НАШ БУРАН.

Сайт конференции и проекта НАШ БУРАН

 

Составной частью проекта НАШ БУРАН является его сайт в интернете (https://buran-sas.ru/) с развернутым интерфейсом, содержащим подробные данные о проекте, его учредителях, соорганизаторах, партнерах конференции, условиях участия в конференциях и издаваемых по их итогам сборниках научных докладов, тезисов, статей.

Размещенный на сайте Календарь цикла научных конференций «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски» ориентирует посетителей сайта и потенциальных участников конференций в планах подготовки и проведения этих научных мероприятий. Открытая трибуна на сайте – важный элемент конференции по ознакомлению с основным докладом Программного комитета и подготовке пленарного заседания конференции.

Подготовка второй конференции показала необходимость ведения на этом сайте интерактивного актуализированного раздела по общению Организационного и Программного комитетов с заявителями и участниками конференции. И как результат этого общения – выявление желающих включиться в академическую работу проекта НАШ БУРАН как главную часть проекта.

Организационному комитету и дирекции проекта НАШ БУРАН пока не удалось привлечь широкую аудиторию посетителей сайта и участников конференции к активному общению и обсуждению материалов конференций на страницах сайта НАШ БУРАН. Данные пока ещё нерешённые вопросы находятся в повестке работы руководящих органов данного проекта.

Заключение

 

Состоявшаяся конференция показала актуальность научных исследований состояния мира и науки в условиях глобальных вызовов и рисков.

Поставленные перед конференцией задачи достигнуты: научная проблематика конференции отражена во всех докладах и тезисах участников с позиций социо-гуманитарных и естественнонаучных отраслей науки; в конференции приняли участие много аспирантов и магистрантов российских и зарубежных вузов; в сборник по итогам конференций включено много докладов, тезисов и статей с глубокой научной проработкой проблем.

Отличительной особенность конференции является ее направленность на органическую связь ее содержания, организации с непосредственными участниками за пределами РАН в режиме онлайн, а также посредством работы Открытой трибуны на сайте конференции и НАШ БУРАН.

Полученный в ходе конференции опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий для организации видеоконференции в режиме онлайн указывает на большой потенциал в проведении последующих конференций по популяризации научного наследия выдающихся ученых нашей страны реализации проекта НАШ БУРАН.

Вместе с тем, Организационному комитету необходимо:

  1. Отработать технологию рекламно-коммуникационной поддержки конференции – задержка по срокам и недостаточно четкая организация рассылки информационных материалов не позволили привлечь более широкой круг участников.
  2. Привлечь к подготовке последующих конференций молодых участников данной и последующих конференций, а также к их общению и широкому обсуждению актуальных вопросов на страницах сайта НАШ БУРАН.
  3. Принять меры по освещению работы проекта НАШ БУАН в научных изданиях, на сайтах со-организаторов, партнеров проекта и на портале РАН.

Выводы

  1. Вторая международная научная конференция «Мир и наука в ХХI веке: глобальные вызовы и риски», проведенная Комиссией по изучению научного наследия выдающихся ученых Российской академии наук совместно с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова (факультет глобальных процессов), Международным независимым эколого-политологическим университетом (научно-образовательный проект «Научная академическая школа Будущих ученых российской академической науки – НАШ БУРАН), успешно состоялась, как совместный проект целого ряда научных и образовательных организаций России и зарубежных стран.
  2. Содержание, тематическая направленность и организация конференции соответствуют основным положениям федеральных целевых программ «Наука» и «Развитие образования», а также Уставу и планам работы Российской академии наук.
  3. Академическая работа научно-образовательного проекта НАШ БУРАН как главная часть проекта по предаспирантской/предмагистерской подготовке молодежи и привлечению ее к научным исследованиям сдерживается из-за недостаточности привлекаемых средств (оргвзнос участников конференции, оплата публикации в сборнике конференции), а также отсутствия внешней финансовой поддержки данного проекта.

***

Научный отчет подготовлен рабочей группой оргкомитета в составе: Степанов С. А. (руководитель), Бурматнов Ю. А., Клименок А. А., Петрищев В. Н., Светлов В. И.

 

 

Председатель Организационного комитета,
академик РАН

Ю.Г. Евтушенко

 

Председатель Программного комитета,
академик РАН

М.Ч. Залиханов

18.02.2021.