ПРОЕКТ

 

Научно-практические рекомендации

 международной научно-практической конференции

«Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память. Сталинградская битва и её стратегическое значение для исхода Второй мировой войны»

 

…история начинается с вопроса (научность)
и должна содержать ответ (рационалистичность).

Н.Н. Моисеев

 

Историю Второй мировой войны Н.Н. Моисеев рассматривает через призму отношений России и Запада с позиций универсального эволюционизма, как цивилизационные разломы, когда линия раздела между народами в Европе проходит «…не столько по этническому принципу, границам национальных территорий, сколько по линиям религиозных (а на самом деле – цивилизационных) размежеваний. Она пересекает Украину и Боснию. Во время Второй мировой войны эта «линия» превращала хорватов в немецких сателлитов и палачей сербского народа, с которым они говорят на одном языке и имеют общие национальные корни и традиции. То же было и в Галиции, где наши войска несли большие потери не столько из-за активности немцев, сколько из-за действий бандеровцев в тылу наших войск».

Это положение ученого – методологический ключ к пониманию причин обострения отношений России и Запада в современной геополитической обстановке. Это обострение сопровождается усилением политико-идеологической борьбы, в основе которой лежит западная политика по фальсификации истории Второй мировой войны, пересмотру ее итогов и послевоенного мироустройства.

Западная идеологическая установка по приравниванию нацизма и сталинизма стала ключевым направлением в развернувшейся на рубеже ХХ-ХХI вв. новой «битве за историю»:

— отрицается освободительная миссия Красной Армии в период Второй мировой войны и приписывается СССР политика «оккупации» стран, освобожденных Советским Союзом от гитлеризма;

— ревизуются документы Нюрнбергского трибунала для пересмотра геополитических итогов войны, распространяются призывы о необходимости нюренбергского суда с целью объявления СССР преступным государством с распространением этой оценки на современную Россию как правопреемницу СССР и приравниванием действий СССР к преступлениям Третьего рейха;

— навязывается российскому обществу чувство вины за развязывание Второй мировой войны и ее многомиллионные жертвы;

— предъявляются России финансово-экономические претензии по компенсации странам, «оккупированных» Красной армией.

Для усиления противостояния с Россией Запад превращает историю и историческую науку в средство идеологической борьбы и важный элемент современной гибридной войны.

В этих условиях важно использовать 80-летие Второй мировой войны, историю ее основных сражений, как необходимый этап в развенчании западных исторических фальсификаций.

При этом целесообразно учитывать следующее:

— в западных учебниках истории, в средствах массовой информации, и в социальных сетях в интернете активизируются публикации и антиисторические утверждения о климатических причинах и случайных стечениях обстоятельств, приведших к временным неудачам вермахта на Восточном фронте и в частности под Сталинградом зимой 1942/43 года;

— в содержании учебников отечественной истории наблюдается недооценка этого важного в Великой Отечественной войне события, что не может отрицательно сказаться на патриотическом воспитании молодежи и в формировании у нее современной научной картины мира;

— битва под Сталинградом – одно из самых масштабных во Второй мировой войне сражений – «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом» (У.Черчилль);

— недооценка в отечественной историографии Великой Отечественной войны и Второй мировой войны роли И.В. Сталина и всей политической системы СССР – уязвимое место в этой историографии, требующее научного анализа и пересмотра.

Для рассмотрения подлинной истории Сталинградской битвы через призму противодействия фальсификации ее истории важно обратить внимание на следующие военно-политические, социально-экономические и историко-психологические аспекты:

— военно-политические и стратегические последствия поражения гитлеровской Германии под Сталинградом в 1942-1943 гг., причины и методы его искажения в мировом современном общественном мнении и в западных учебниках истории;

— историко-психологические и политические аспекты неприятия решающей роли советских народов во Второй мировой войне и целенаправленного искажения ее истории и итогов;

— цивилизационные аспекты истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны и причины разного восприятия их на постсоветском пространстве;

— концептуальный и содержательный контент истории Второй мировой войны и Великой отечественной войны в современных учебниках в отечественном и зарубежном образовании, а также на постсоветском пространстве как предмет научных исследований и обсуждений;

— ответственность ученых перед будущими поколениями молодежи по формированию у нее современной научной картины мира, исторической памяти и уважения к старшим поколениям;

— научно-прикладное применение рекомендаций конференции, как для учебного процесса в ходе преподавания курсов истории, так и во внеаудиторной воспитательной работе с учащейся молодежью.

Конференция рекомендует использовать при осуществлении учебно-воспитательной работы с учащейся и студенческой молодежью  рекомендуется использовать приводимые ниже аргументы против фальсификации истории Второй мировой войны и в том числе Сталинградской битвы.

 

Сталинградская битва и её стратегическое значение
для исхода Второй мировой войны

Аналитическая таблица аргументов фальсификации и контраргументов

 

Аргументы
фальсификации

Контраргументы

Актуальная
литература,
видеоматериалы

Климатический фактор поражения германских войск под Сталинградом
Малозначительность Сталинградского сражения во Второй мировой войне, занимающее 3 место после битвы при Эль-Аламейне в Африке осенью 1942 г.
Стратегические просчеты Гитлера

 

 

 

Конференция рекомендует

 

Учителям школ, преподавателям научно-образовательных организаций
среднего специального и высшего образования

 

— выделить время для проведения специального академического занятия, посвященного детальному рассмотрению истории Сталинградской битвы и её стратегического значения для исхода Второй мировой войны через призму развенчания аргументов фальсификации истории этого сражения и объяснения причин этой фальсификации;

— провести во внеаудиторное время «Час исторической памяти» с посещением мемориальных мест, выставок, краеведческих музеев, с связанных с историей Великой Отечественной войны, приглашением и рассказом военных специалистов, способных в популярной форме рассказать молодежи  об особенностях сражения под Сталинградом.

 

Министерству просвещения РФ, Министерству науки и образования РФ,
местным органам управления образованием

 

— совместно с Институтом Военной истории Академии Генерального штаба ВС РФ, Российским историческим обществом, Российским военно-историческим обществом провести в формате видеоконференции и режиме онлайн методические занятия с учителями и преподавателями по детальному рассмотрению истории Сталинградской битвы и её стратегического значения для исхода Второй мировой войны через призму развенчания аргументов фальсификации истории этого сражения и разъяснения причин этой фальсификации;

— осуществить совместно с ВГТРК проведение на телеканалах для учителей школ преподавателей научно-образовательных организаций среднего специального и высшего образования историко-просветительского цикла передач «Вторая мировая война и современные тенденции по искажению ее итогов и послевоенного мироустройства».

 

Научно-образовательным и исследовательским организациям

 

— включить в текущие и перспективные планы исследований проблему «Россия в ХХI веке: исследование глобальных тенденций по искажению истории и пересмотру итогов Второй мировой войны и послевоенного мироустройства» с акцентом на цивилизационный аспект идеологического противостояния России и Запада, обостряющегося в связи с событиями вокруг Украины и Китая.

 

Комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых