Усачёва И.Н. и Усачёв А.В. - дайджест доклада 4 конференции

Усачева Ирина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,

и  Усачев Александр Владимирович, доктор философских наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунин.

В своем выступлении на тему «Принцип устойчивого развития в образовательном аспекте» кандидат педагогических наук, Усачева Ирина Николаевна и доктор философских наук, Усачев Александр Владимирович, рассмотрели современную ситуацию в отечественном образовании и, в частности, отметили, что курс экологии с 2001 года исключен из федеральных образовательных стандартов школы. Поэтому экологические знания учителями вынуждены даваться отдельными темами, включенными в другие дисциплины. Привитие экологической культуры многократно усложнено таким положением дел.

Экологическое воспитание, по сути своей, начинается только в реальности вузовского образования и то не по всем специальностям. Например, экология читается для студентов инженерно-технических факультетов, и упущена из виду для будущих учителей математики и русского языка. Тем временем, экологическая проблематика не снижает своей актуальности и универсального характера. Знания по экологии должны органично составлять образовательную компетенцию студентов университетов.

Устойчивое развитие (sustainable development) общества является одним из приоритетов в современной действительности. Из наследия, которое осмысляет такое положение дел, прежде всего, речь идёт о философии русского космизма, в рамках которой появились и развивались понятия «ноосфера», «всеединство», «коэволюция». Элементы, составляющие эти базовые понятия, могут быть адаптированы ко всем уровням образовательного процесса: в школе, в учреждениях среднего профессионального образования, в вузе.

Но не надо забывать, что центром приложения всех образовательных усилий является ребёнок, учащийся. Поэтому антропологическая составляющая должна быть во главе угла.

Экология – это межпредметная отрасль науки, которая должна учитывать достижения всех наук и полагаться на основные открытия своего времени, чтобы ее выводы могли быть распространены на стальные научные сферы в такой целью, как достижение взаимопонимания и эффекта сотрудничества в этом направлении. В этой связи, экология должна занять лидирующее место в исследованиях природы и окружающей среды с том, чтобы дальнейшие шаги были сделаны из расчёта сбережения природы и ее основных качеств.

Сбережение атмосферного воздуха, правила утилизации отходов, коэффициенты загазованности – все это становится существенными составными частями, которые должны сложиться в одну целостную картину воздействия человека на природу и окружающую среду. Каждый человек, который состоит в обмене веществ между природой и обществом является активным участником этого обмена веществ.