НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ

 

Об итогах XXVIII Моисеевских чтений –

Международной научно-практической конференции

«Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения»

2-6 марта 2020 г.

Извлечения

«Моисеев Н. Н.  о России в XXI веке: глобальные вызовы, риски и решения» – XXVIII Моисеевские чтения – международная научно-практическая конференция (далее по тексту – Конференция), проведенная 2-6 марта 2020 г. Комиссией РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых, факультетом глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, Комиссией РАН по изучению научного наследия академика Н. Н. Моисеева и Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ) в соответствии с распоряжением президиума РАН1,  стала важным событием в популяризации научной методологии академика Н. Н. Моисеева2 в исследовании процессов глобализации и роли в ней России.

Конференция проводилась совместно с рядом научных организаций, отечественных и зарубежных вузов. Соорганизаторами конференции выступили: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Государственный университет управления (Москва), Московский государственный университет пищевых производств, Вычислительный центр РАН им. А. А. Дородницына Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, а также Томский методический центр, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Международный государственный экологический институт им. А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета.

__________

1  Приложение № 1.

2 Никита Николаевич Моисеев (1917-2000) выпускник физико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (1940), выпускник Военно-воздушной академии имени Жуковского (1942), участник Великой отечественной войны (1942-1945); работа: в ВВА им. Жуковского (1946), в НИИ-2 Минавиапрома СССР, в МВТУ имени Н. Э. Баумана (совместно с В. Н. Челомеем и С. П. Королевым по созданию ракетной техники), чтение первого в СССР учебного курса «Теория движения управляемых ракет»; в Ростовском университете (1950-1954). Защита докторской диссертации с решением в ней важной теоремы: для устойчивости твёрдого тела, содержащего жидкость, имеющую свободную поверхность необходима и достаточная устойчивость некоторого твёрдого тела (1954) и получение за эту работу Государственной премии. Профессор кафедры теории взрыва, декан аэромеханического факультета, заведующий кафедрой прикладной математики Московского физико-технического института (1954-1986), одновременно начальник отдела численных методов в гидромеханике, заместитель директора по научной работе Вычислительного центра АН СССР (1955-1986). Инициативная работа по созданию автоматизированной системы проектирования самолетов для КБ П. О. Сухого с последующим награждением премией Совета Министров СССР. Руководство группой по математическому моделированию последствий вероятной ядерной войны, получивших термины «ядерная ночь» и «ядерная зима» (1983). Разработка методологических проблем взаимодействия человека, природы и общества, а также принципов коэволюции человека и биосферы, развитие ноосферных идей В. И. Вернадского и содержания экологического образования, в котором ученый «видел ключ к цивилизации наступающего столетия». Академик АН СССР, академик ВАСХНИЛ (1985). Основал и оставил после себя научные школы математического моделирования, экофилософии и экологического образования.

 

Тема и проблематика конференции обусловлены тем, что академик Н. Н. Моисеев в своих трудах последней четверти прошлого века, активно исследовал процессы глобализации с учетом российской специфики, а также с естественнонаучных, гуманитарных, правовых, этических позиций, достижений современной науки.

Это выделило ученого среди отечественных и зарубежных исследователей глобальных процессов, «неоценимый вклад которого в отечественную науку и образование ставит его в один ряд с такими выдающимися российскими мыслителями, как В. И. Вернадский, Н. А. Бердяев, Н. И. Вавилов, Д. С. Лихачев» [6], а в современной философии его представляют пророком в своем отечестве [15, 34].

В последней четверти прошлого века Н. Н. Моисеев уделял особое внимание историческому и философскому осмыслению биосферы, проблеме человека, как ее составной части, формированию принципов ограничения антропогенного воздействия на природу, получивших название экологический императив [26, 164; 32, 177; 28; 335]. Актуальные философские и социально-экономические воззрения ученого сформировались в новую отрасль гуманитарных наук – экополитологию [31, 135; 24, 354; 23, 98] и стали востребованы в науке3 и политике4.

Результатом этих исследований стала концепция универсального эволюционизма способствующая объяснению «картины мира», точнее схемы «раскрытия мирового эволюционного процесса, которая постепенно сложилась» в теоретических размышлениях ученого привела его к новому взгляду на историю антропогенеза, как на ряд катастрофических перестроек, ряд последовательных бифуркаций, разделяющих периоды относительной эволюции «дарвиновского типа» [28, 340].

В основу этой концепции легли дарвиновская эволюция жизни, развития ее форм, механизмы, порождающие это развитие (изменчивость, наследственность, отбор) и концепция биосферы В. И. Вернадского, включающая представления и закономерности глубокой взаимосвязи всех процессов, протекающих на Земле, – геологических, химических,

__________

На международной конференции в Венеции в 1972 г. после презентации Д. и Д. Медоузами и Й. Рандерсом книги «Пределы роста. Доклад Римскому клубу» Н. Н. Моисеев предложил участникам конференции осуществить международный проект по построению математической модели последствий ядерной войны для проверки гипотезы К. Сагана (США) о глобальном нарушении экосистем Земли. Проведенные в ВЦ АН СССР исследования, на основе разработанной под научным руководством Н. Н. Моисеева математической модели, показали невозможность ядерной войны, если человечество не хочет своей гибели (эффект «ядерной» зимы или «ядерной» ночи) [32, 120-137]. Проведенные советскими учеными численные расчеты показали также их более точный подход в компьютерном моделировании, нежели в расчетах авторов указанного доклада [20, 10].

4 Параллельные расчеты антропогенных последствий вероятной ядерной войны, проведенные советскими и американскими учеными ускорили решения политиков США и СССР по сдерживанию гонки ядерных вооружений и заключению договоров СНВ-1 и СНВ-2.

 

биологических, а также идея о ноосфере, то есть о сфере разума, который универсальном эволюционизме представлен как Коллективный Разум. В одном из последних своих выступлений ученый представил это положения также с правовой точки зрения5.

Данная концепция дала возможность Н. Н. Моисееву «…заглянуть в будущее и очертить некоторые возможные альтернативы. С позиций своей концепции он рассмотрел современные глобальные проблемы и представил свое видение путей решения этих проблем. В этом эвристическое значение концепции универсального эволюционизма» отмечал академик А. А. Петров [33, 140].

Начало обсуждению глобальных процессов в мире с позиций универсального эволюционизма было положено Н. Н. Моисеевым на его методологических семинарах и продолжено в ходе Моисеевских чтений6. Обсуждения на семинарах и чтениях носили и прикладной характер, т.к. научные интересы и исследования ученого проверялись им в активной научной общественной деятельности7.

__________

5 «Путь Разума», который определяет развитие цивилизации, приводит к появлению коллективной собственности – знаниям. Это совершенно особый вид собственности: чем большему числу людей будет доступна эта собственность, чем большее количество людей будут ее эксплуатировать, тем быстрее она станет расти. Будущность рода человеческого в значительной степени определяется тем, в какой степени люди смогут реализовать права человека использовать эту собственность [30, 17].

6 Семинар начал работу в 1994 г. в Политехническом музее и сразу привлек внимание ученых академических и отраслевых институтов, преподавателей вузов Москвы и других российских городов. В работе семинара, а с 2000 г. – Моисеевских чтений выступали с докладами и научными сообщениями академики РАН: А. А. Акаев, А. А. Гусейнов, Ю. Г. Евтушенко,
М. Ч. Залиханов, Д .С . Львов, Р. И. Нигматулин, В. С. Степин, А. Н. Захлебный (РАО), известные ученые, профессоры: С. И. Барановский, Э. В. Баркова, Г. И. Ванюрихин, Е. Н. Дзятковская, Б. Д. Зворыкин, Г. Кунле (ФРГ), В. И. Купцов, Д. Макналти (США), Н. М. Мамедов, П. Маринова (Великобритания), Д. Ж. Маркович (Югославия), Н. Н. Марфенин, С. А. Маскевич (Беларусь), А. С. Панарин, Д. Перович (Эстония), В. Н. Петрищев, В. С. Петросян, М. Риккетс (Великобритания), И. А. Сосунова, А. М. Тарко, Ф. П. Туренко, А. Д. Урсул, С. Ф. Черняховский, А. Н. Чумаков, Т. Ф. Янчук (Беларусь) и др. С 2000 г. Моисеевские чтения проводились на различных площадках академических и образовательных учреждений: в РАН, Институте философии РАН, РАГС при Президенте РФ, Геологическом музее РАН им. В. И. Вернадского, МНЭПУ. В 2017 г. в г. Тольятти состоялась первая летняя Моисеевская экологическая школа под научным руководством академика РАН М. Ч. Залиханова, члена-корреспондента РАН Г. С. Розенберга и профессора А. М. Тарко.

7 Моисеев Н. Н. – председатель Научного Совета АН СССР по разработке научных рекомендации по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС; научный руководитель федеральной программы по экологическому оздоровлению Волги; председатель научного совета при правительстве РФ по оценке кризисных ситуаций; основатель и первый президент: МНЭПУ, Российского Зеленого Креста, ЮНЭПКОМ – комитета по содействию Программе ООН по охране окружающей среды в России; основатель и главный редактор ежегодного аналитического сборника[36] и ряда журналов [45; 46].

 

Тезис Н. Н. Моисеева: «Я не настолько ценю мудрость соседних цивилизаций, чтобы поверить в то, что они способны понять, сколь важно для всей планеты иметь сильную Россию, интеллект и ресурсы которой могут сыграть выдающуюся роль в утверждении нового равновесия человечества и природы… России принадлежит миссия учредителей компромиссов» стал научным предисловием к состоявшемуся в РАН международному научно-практическому форуму «Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения» (5-6 июня 2019 г.).

С учреждением президиумом РАН в 2018 г. Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева во главе с ректором МГУ имени М. В. Ломоносова академиком РАН В. А. Садовничим (председатель) и академиками РАН Ю. Г. Евтушенко и М. Ч. Залихановым (заместители председателя), а также премии РАН имени Н. Н. Моисеева (за выдающиеся работы в области теории систем управления и методов оптимизации, а также методологии исследования проблем взаимоотношений человека-природы-общества) научная школа Н. Н. Моисеева приобрела институциональный характер и сегодня это: фундаментальные исследования (ВЦ РАН им. А. А. Дородницына ФИЦ «Информатика и управление» РАН)8, научно-прикладные исследования глобализации и социальных процессов (МНЭПУ)9; Моисеевские чтения; деятельность созданного ученым при поддержке Правительства РФ университета (МНЭПУ)10, периодические научные издания.

__________

8 Методы оптимизации и управления и их приложение к решению практически важных задач (руководитель Академик РАН Ю. Г. Евтушенко); система математических моделей для прогнозирования антропогенного воздействия на биосферу, ее природные системы и климат  (руководитель профессор А. М. Тарко).

9 Россия в ХХI веке: проблемы идентификации и национальных целей (руководители  профессор МНЭПУ С. А. Степанов и профессор А. М. Тарко).

10 Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ), основан в 1992 г., воссоздан в 2018 г. Постановления Правительства РФ по поддержке МНЭПУ (1993, 1995, 1996); постановления по поддержке МНЭПУ Комитета по охране окружающей среды Верховного Совета РФ (1992), Государственной Думы ФС РФ (2003).

Концепция и научная программа конференции

Концепция11 конференции утверждена председателем организационного комитета академиком РАН Ю. Г. Евтушенко по представлению председателя программного комитета академика РАН М. Ч. Залиханова. В концепции сформулирована цель: определить наиболее актуальные подходы Н. Н. Моисеева в исследовании процессов глобализации и роли в них России, а также задачи рассмотреть и обсудить результаты теоретических и научно-практических исследований последнего времени, в т.ч.:

— фундаментальной научной проблемы: по формированию Коллективного разума  (ноосферогенез – по В. И. Вернадскому и Н. Н. Моисееву) на современном этапе человеческой цивилизации на основе методологии универсального эволюционизма Н. Н. Моисеева;

— прикладной научной проблемы: о гносеологии глобализации, ее вызовов и рисков для России;

— прикладных направлений научных исследований возможных геополитических изменений в условиях усиливающейся неопределенности;

— выработать научно-практические рекомендации по формированию у молодежи научной картины мира как необходимого условия ее социализации, сохранения культурной идентичности и исторической памяти в современных геополитических изменениях, а также по популяризации актуальных
в настоящее время трудов, положений и идей научного наследия Н. Н. Моисеева.

Научная программа12 конференции разработана с учетом тематики и результатов работы V Международного научного конгресса в МГУ имени М. В. Ломоносова «Глобалистика-2017» – в рамках мероприятий Global Studies Conference; Международного научно-практического форума в РАН «Россия
в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения», а также Моисеевских чтений последних лет.

Концепция и научная программа Конференции были разработаны и доведены до организаторов, со-организаторов и организаций-партнеров, в соответствии с которой вынесены к рассмотрению:

— Теоретические вопросы и методологические аспекты коэволюции природы, человека и общества в современной научной картине мира;

— Ноосферогенез как вершина коллективного разума по Н. Н. Моисееву;

— Экофилософские аспекты анализа сложных систем взаимодействия и управления;

— Историческая память как основа устойчивого настоящего и будущего с опорой на культурные, этно-этические и религиозные традиции человечества;

— Методологические основания исследования социально-экономической и политической реальности в условиях усиливающейся неопределенности;

__________

11 Приложение № 2;

12 Приложение № 3.

— Теоретические и научно-практические подходы в оценке глобальных вызовов и рисков для современной России;

— Педагогическое наследие Н. Н. Моисеева: чем опасен редукционизм и инертность в образовании и как их преодолеть.

Программным комитетом конференции сформированы тематика и вопросы для обсуждения на секциях:

Секция 1. Теоретическое наследие В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева в современной научной картине мира и в образовании для устойчивого развития;

Секция 2.    Коэволюция человеческого разума и искусственного интеллекта: угрозы, риски, позитивные тенденции;

Секция 3.    Цифровая революция: системы управления и научно технические аспекты;

Секция 4.    Актуальные вопросы научных исследований процессов глобализации.

Участникам конференции был разработан и предложен раздаточный материал13 с актуальными, для обсуждения на данной конференции, работами Н. Н. Моисеева: «Россия в системе государств ХХI века» – 2001; «О необходимых чертах цивилизации будущего» – 1997; «Проблема национальных целей. Время определять национальные цели» – 1997. В сборник раздаточных материалов вошли также: статья академика РАН М. Ч. Залиханова и С. А. Степанова – «Никита Моисеев и современный мир»; статья академика РАН В. А. Лекторского – «Интеллектуальное наследие: Н. Н. Моисеев и В. С. Степин – два пророка в своем Отечестве», а также статья А. Г. Сытина – «Цивилизационная проблематика в философско-политических трудах академика Н. Н. Моисеева».

Заключение

Состоявшаяся конференция и в ее рамках научные мероприятия с участием более чем 780 ученых и преподавателей вузов указывает на активный интерес к научному наследию академика Н. Н. Моисеева и заявленной на конференции научной проблематике. Свыше 280 студентов МГУ имени М. В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской таможенной академии, Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, вузов Минска, Бишкека, Донецка приняли участие в работе  конференции, а 70 студентов-волонтеров осуществляли информационно-организационную поддержку конференции.

Поставленные перед конференцией цель и задачи достигнуты. Разработанные конференцией научно-практические рекомендации заслуживают рассмотрения, утверждения президиумом РАН и включения их положений
в отчет РАН Правительству Российской Федерации.

Полученный в ходе конференции опыт использования современных информационно-коммуникацинных технологий для организации видеоконференции в режиме он-лайн указывает на большой потенциал в проведении последующих конференций по популяризации научного наследия выдающихся ученых нашей страны.

Заслуживают благодарности программного и организационного комитетов конференции:

за финансовую поддержку: председатель Правления Российского фонда мира, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, депутат Государственной Думы ФС РФ Л. Э. Слуцкий;

за научно-организационную поддержку: вице-президенты РАН академики РАН Ю. Ю. Балега, В. В. Козлов, А. Р. Хохлов, В. П. Чехонин, главный ученый секретарь президиума РАН академик РАН Н. К. Долгушкин, руководство и коллективы Вычислительного центра РАН им. А. А. Дородницына ФИЦ «Информатика и управление» РАН, Государственного университета управления, Российской таможенной академии, Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Московского государственного университета пищевых производств, Центра экологического просвещения «Воробьевы горы» Мосприроды, Кыргызско-Российского славянского университета, Белорусского государственного университета, Донецкого национального технического университета;

за большой личный вклад в успешное проведение конференции: академики РАН В. А. Лекторский, Р. И. Нигматулин, И. А. Соколов, академик НАН Кыргызской Республики В. И. Нифадьев , чл.-корреспонденты  РАН И. Г. Поспелов, А. А. Шананин; профессора С. Н. Бабурин, М. Г. Балыхин, С. П. Барматова,   Ю. А. Бурматнов, Я. Д. Вишняков, Ю. М. Гришаева, В. И. Гришин, В. А. Зернов, А. С. Капто, С. П. Киселева, А. Ф. Лещинская, Н. И. Лобанов, Н. М. Мамедов, К. Н. Маренич, И. А. Сосунова, С. А. Степанов, С. Ф. Черняховский, А. Н. Чумаков, доценты Р. Р. Габдуллин, Е. В. Колесова, а также Л. В. Дорожко, С. В. Зубанов, А. А. Клименок, А. В. Королев, В. Н. Петрищев, В. И. Светлову, Л. В. Скворцова. Особой благодарности заслуживают профессор Е. Н. Дзятковская, доцент В. В. Пустовалова и К. В. Ягодкина, чьими усилиями была успешно проведена видеоконференция и вузы ряда регионов России и зарубежных стран могли принять участие в конференции.

Вместе с тем, организационному комитету не удалось:

  1. Открыть 2 зала – трансформера: по научному наследию В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева для проведения подсекций конференции.
  2. Привлечь к участию в конференции научно-образовательные организации, где работал академик Н. Н. Моисеев (Южный федеральный университет, Московский физико-технический университет, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана).

Выводы

  1. ХХVIII Моисеевские чтения – международная научно-практическая конференция «Моисеев Н. Н. о России в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения», проведенная Российской академией наук совместно с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова (факультет глобальных процессов), Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ) успешно состоялась, как совместный проект целого ряда научных и образовательных организаций России и зарубежных стран.
  1. Поставленные перед конференцией цель и задачи в основном достигнуты. Принятые конференцией научно-практические рекомендации заслуживают рассмотрения, утверждения президиумом РАН и включения их отдельных положений в Отчет РАН Правительству Российской Федерации.
  2. Формат, структура конференции, география, широта охвата научно-образовательных организаций по проведению конференции и в ее рамках научных мероприятий (семинары, секции, подсекции, круглые столы) в РАН и в различных регионах страны и за рубежом, тематика и глубина научных докладов и дискуссий показали правильность решений организационного и программного комитетов по преобразованию локальных научных чтений в масштабное научное мероприятие международного уровня.
  3. Оправдало себя создание института рабочей группы и региональных представителей организованного оргкомитета конференции (по опыту подготовки международного научно-практического форума «Россия в ХХI веке: глобальные вызовы, риски и решения» (5-6 июня 2019 г.), что позволило привлечь к обсуждению проблематики конференции ученых, преподавателей, студентов научно-образовательных организаций из целого ряда регионов страны и вузов зарубежных стран, а также решить значительное количество организационных вопросов.
  4. Опыт использования ИКТ в подготовке и проведении конференции, а также в проведении видеоконференции в режиме он-лайн указывает на большой потенциал по популяризации достижений науки и научных знаний, в проведении последующих конференций в широких форматах. Успешное проведение таких научных мероприятий в здании РАН (Ленинский проспект 32а) будет возможно при условии обновления соответствующего технического оборудования и оборудования дополнительных залов-трансформеров.

Научный отчет подготовлен рабочей группой оргкомитета в составе: Степанов С. А. (руководитель), Бурматнов Ю. А., Клименок А. А., Петрищев В. Н., Светлов В. И.

Приложения: на 203 с.

Председатель организационного комитета, академик РАН

 

 

 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ХХVIII Моисеевских чтений – международной научно-практической конференции

«Моисеев Н.Н. о России в ХХI веке:

глобальные вызовы, риски и решения»

2-6 марта 2020 г.

 

Неоценимый вклад выдающегося российского ученого и мыслителя академика Н.Н. Моисеева в науку, философию, теорию и практику образования становится весьма актуальным в условиях все возрастающих глобальных вызовов и рисков.

  1. Работы Н.Н. Моисеева в области философии естествознания, социальной философии позволили ученому с позиции его концепции универсального эволюционизма выработать методологию решения целого ряда научно-технических, педагогических и этических проблем, обосновать и сформулировать новые направления науки – экологической философии и экологической политологии. Обоснованный Н.Н. Моисеевым эколого- ориентированный междисциплинарный (трансдисциплинарный) принцип научных исследований может служить основой всесторонних исследований истоков глобальных процессов, их последствий, вызовов и рисков.
  2. Человек является главным субъектом и объектом происходящих перемен. В связи с недостаточным уровнем исследования природы и сущности человека в социально-гуманитарных науках общество оказалось не в состоянии осмыслить и принять углубляющийся экологический кризис как вызов современной глобализации. В этом контексте междисциплинарная исследовательская программа по исследованию человека, выдвинутая академиком И.Т. Фроловым в конце прошлого века, становится сегодня весьма актуальной, особенно в связи реализацией программы фундаментальных исследований РАН №168 «Разработка концепции социально-экономической стратегии России до 2050 года (Дерево целей и система приоритетов). Данная работа осуществляется без глубокого анализа положения человека, возможностей воспроизводства человеческого капитала (в т.ч. ликвидации демографических диспропорций в условиях жизни на территориях Севера и глобальных вызовов в связи с нивелированием роли семьи, семейных традиций, а также негативных сторон процессов урбанизации и влияния деградирующей западной культуры). Не учитывается также степень создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  3. Общемировой «Цифровой поворот» выдвинул высокие требования к международным и национальным стандартам образования и поставил последние в непростые условия конкуренции. И выживут в этой конкурентной борьбе, по мнению Н.Н. Моисеева, только те национальные системы образования, которые удержат высокую планку профессиональных требований к содержанию и организации этого образования.

Разработанные ученым идеи о Коллективном разуме, «Системе УЧИТЕЛЬ», экологическом и нравственном императивах могут быть использованы в исследованиях негативных последствий таких направлений как  искусственный интеллект, а также обострения гендерных отношений в условиях усиливающегося в западной культуре отрицания ценностей семьи и полноценного детства. Все это важно учитывать при формировании новых государственных стандартов по блокам социально-гуманитарных и общественных дисциплин для всех уровней общего и специального образования.

4.Современные информацинно-коммуникационные технологии, особенно  интернет, социальные сети и мобильные системы связи стали глобальным вызовом для всех национальных систем образования и приводят к усиливающимся рискам в межпоколенческих, межэтнических и межконфессиональных отношениях, обостряют проблему национальных систем образования в формировании у молодежи современной научной картины мира. Это, в свою очередь, также обостряет проблему формирования мировоззренческих и нравственных установок в российском обществе и особенно в молодежной среде. Особую тревогу вызывает  проникновение т.н. западных ценностей равных прав сексуальных меньшинств, подрывающих традиционные ценности семьи и детства; толерантное отношение к искажению и фальсификации историографии Новейшего времени и пренебрежению к памяти  жертв советского народа в годы Второй мировой войны. Это препятствует формированию исторической памяти ныне живущих и будущих поколений российской молодежи. Молодежь, таким образом, поставлена сегодня перед цивилизационным выбором. И миссия российской науки и отечественной системы образования — помогать молодежи делать правильный выбор.

  1. В контексте воззрений Н.Н. Моисеева о цивилизационной роли образования вызывает тревогу современное состояние российского образования, особенно в социально-гуманитарных и общественных науках и соответствующих отраслях образования из-за наметившегося в последние годы недостаточно профессионального администрирования, бессистемно и часто меняющихся государственных стандартов образования и форм отчетности в науке и образовании. Существующая в настоящее время и ориентированная на западные стандарты методика оценки публикационной деятельности ученых, бездумное и без учета лучших национальных традиций внедрение в систему общего образования ЕГЭ, копирование и внедрение зарубежных стандартов управления образованием и наукой, нарушение избыточным администрированием академических свобод и автономности организаций высшего профессионального образования и научной деятельности усиливают риски, в том числе для безопасности страны, обрекают на истощение физических и нравственных сил участников научного и образовательного процессов и, в конечном счете, на отставание в мировой конкуренции.

Конференция рекомендует Российской академии наук:

— создать Научный совет РАН по комплексной проблеме человека и включить координацию научных исследований в этом направлении в государственный заказ;

— Совету РАН по приоритету научно-технологического развития «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» рассмотреть вопрос «Решение на современной научно-технологической основе проблемы создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека путем опережающей (приоритетной)  реализации жилищной программы в сельских территориях с использованием наилучших доступных технологий индустриального высокоскоростного деревянного домостроения и современной дорожной инфраструктуры – как главного условия в разрешении демографической проблемы страны, в привлечении миграционных потоков, закреплении квалифицированных кадров в провинции и в удаленных населенных пунктах» и представить необходимые предложения в президиум РАН;

— на основе разработок ведущих отечественных научных школ содействовать проведению под эгидой РАН регулярных научных мероприятий по проблеме формирования исторической памяти в российском обществе и противодействию фальсификации историографии новейшего времени, советского периода и Второй мировой войны;

— в союзе с профессиональными образовательными и творческими объединениями (в первую очередь, журналистов) создать  на основе новейших информационно-коммуникационных технологий и под эгидой РАН общероссийское общество по популяризации достижений отечественной науки и научных знаний и формированию у молодежи современной научной картины мира;

— в соответствии с постановлением президиума РАН от 28.02.2017 г. №44 «О проведении юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева» осуществить издание собрания избранных трудов академика Н.Н. Моисеева;

— комиссии РАН по изучению научного наследия выдающихся ученых рассмотреть предложения секций конференции по включению в перечень тем для бакалаврских и магистерских работ, и диссертаций на соискание кандидатских и докторских степеней по социально-гуманитарным областям науки, отражающих основные положения универсального эволюционизма  Н.Н. Моисеева и сформулировать соответствующие рекомендации организациям науки и образования, а также государственным органам управления образованием и наукой.