Предложения к документу с изложением обновленного видения
Концепции подготовки педагогических кадров.

 

Готова, к более развернутому изложению своего впечатления, но кратко:

  1. В лучшем случае – этот документ не решает главной проблемы – катастрофического падения общей культуры России. А это – условие дальнейшего самосохранения страны, развития ее самосознания, решения всех социальных и культурных задач.

Решить эту проблему без существенной корректировки подготовки учителей невозможно. Обращу внимание: среди намеченных результатов С 17 вообще качество и культура педагога не упоминается.

  1. Среди поставленных целей – читаем о вхождении России в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.

Но по каким стандартам? Это нужно прописать.

Если имеется в виду существующее рейтингование, заданные установки на Скопусы-WoS и то, что сегодня имеем, то все это только продолжит дефорацию существующей системы. Исходный пункт реформирования – ПОЛНЫЙ ОТКАЗ от разрушительных «стандартов качества», введенных в последние десятилетия.

  1. Только на С 12 мелькнул востребованность в разработке и реализации дисциплин (модулей) по воспитанию в образовательных программах педагогической направленности, обеспечивающих приобщение будущих педагогов к народным традициям, культуре, истории России…

но все это принципиально не может быть ни в какой мере обеспечено и это самое главное – на основе методологии самой концепции. Эта методология – прагматизма и позитивизма, в ней не может быть раскрыта идея и реализован принцип открытой саморазвивающейся целостности. Есть развитая отечественными учеными научная и философская ШКОЛА МЫСЛИ РУССКОГО КОСМИЗМА с ее методологией. Есть концепция Н. Н. Моисеева «УЧИТЕЛЬ», – это основа для работы. Создать на ее основе концепцию образования и подготовки пед. кадров можно и необходимо, но это специальная работа.

  1. РАЗДЕЛ «Включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни» ставит на первое место цифровизацию, подчиняя ей человека и общественную жизнь. По моему убеждению, не человека следует встраивать в «цифру», а наоборот. И это тоже главное. Осваивать новые форматы, технологии, информационные системы, бесспорно, необходимо, но их место вторично, это инструменты для Целей развития Человека и Культуры, включая профессиональную культуру.

Здесь же не стыкуются установки в содержании самой концепции.

  1. Вообще не нужны, но весьма материально затратны:

— «создание системы оценки сформированности профессиональных компетенций выпускников в рамках государственной итоговой аттестации, регулируемой федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего образования, включая государственный (профессиональный, демонстрационный) экзамен и защиту выпускной квалификационной работы, предполагающие комплексную оценку результатов освоения образовательной программы;

— внедрение механизмов оценки готовности к профессиональной деятельности, в том числе на этапе обучения, предусматривающей определение уровня соответствия студента и выпускника требованиям профессионального стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, разработка механизмов учета результатов государственной итоговой аттестации при аттестации педагогических кадров».

  1. Контроль за всем должно осуществлять не только Министерство и органы управления (и исключены многочисленные консультанты, не работающие в системе образования России), а все Российское общество, включая учителей-практиков, родителей, общественные ассоциации. ЭТО ДЕЛО ВСЕЙ СТРАНЫ, поэтому это может стать ОБЩИМ ДЕЛОМ, которое объединит управленческие структуры и общество, во что, правда, сегодня верится с трудом.

 

Предложение подготовлено:

доктором философских наук,
профессором Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова,
руководителем Лаборатории экофилософских исследований Донецкого нац. университета экономики и торговли имени М. Туган-Барановского,
академиком Российской экологической Академии,
академиком Ноосферной общественной Академии Наук

Барковой Элеонорой Владиленовной

barkova3000@yandex.ru

20.09.2021, 21:47.