Предложения к документу с изложением обновленного видения
Концепции подготовки педагогических кадров.

 

  1. на С9 Концепции есть пункт:

«Создание системы непрерывного обучения специалистов, ответственных за разработку и реализацию образовательных программ образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров»

— т.е., насколько я понимаю, речь опять идет о том, что и в данном пункте, и во всей Концепции в целом опять не учтен принцип объединения научной и образовательной составляющей в едим организационном объекте – университете (по типу университетов в рамках Болонской системы, в которых проводятся базовые научные исследования и, одновременно, осуществляется образовательный процесс), поэтому опять появляется «раздвоенность» функционала – за сам процесс подготовки будущих педагогов отвечает образовательная организация, а планы для ее работы готовят какие-то «специальные» специалисты (существующие, очевидно, в самом Министерстве или в научно-исследовательских институтах????). Смысл тогда во всей Концепции??? Нет принципиального обновления самой идеи подготовки будущих педагогов.

  1. на С13 Концепции есть пункт:

«Привлечение потенциальных работодателей в систему подготовки педагогических кадров +

«Создания при вузах советов партнеров (работодателей) с привлечением региональных органов управления образованием, управлением в сфере труда и занятости, профессиональных общественных организаций и ассоциаций выпускников и профильных сообществ, в том числе в формате окружных и региональных образовательных кластеров»

— не совсем понятно в данном случае кто понимается под «потенциальными работодателями» – школы? Детские дошкольные учреждения? – но они все находятся в единой системе подчинения Департаментов образования, и через Департаменты контролируется их, в том числе, и кадровый ресурс.

М.б., более эффективным могло бы стать усиление в рамках областного Департамента образования – и, соответственно – отдела образования в рамках городского отдела образования – методического центра (или специального отдела), который бы курировал «движение» кадрового  состава в образовательных учреждениях отдельной (Московской, Белгородской и т.д.) области, поскольку вышеозначенный пункт в том виде, в котором он представлен в Концепции, «обеспечивает дополнительную нагрузку на образовательные организации (в виде, например, необходимости обязательно «формировать» запросы на педагогов), но при этом, на мой взгляд, особенно не влияет на сам процесс подготовки педагогических кадров.

В целом Концепция не понравилась, она очень декларативна, и, по сути, на мой взгляд, преждевременна, поскольку пока нет концепции модернизации самой системы образования (хотя бы в рамках дошкольного и среднего образования). Т.е., ее  принятие сейчас поставит вопрос о необходимости ее модернизации при разработке (если, правда, эта разработка вообще будет) концепции модернизации самой системы образования.

Предложение подготовлено:

Доктором социологических наук,
профессором кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Барматовой Светланой Петровной

bsp@br.ranepa.ru

21.09.2021